logo search
ГОСы

13. Основные параметры антропологической парадигмы. Потребность в разработке функциональных методов исследования.

Переход науки о языке в новую научную парадигму (антропоцентрическую, гуманитарную), в которой язык рассматривается как неотъемлемое свойство человека, поставил перед учёными массу разнообразных проблем. Одновременно возникла тенденция подчёркивать межуровневый и междисциплинарный характер проводимых исследований. В результате можно говорить о философском, логическом, социологическом, этноспецифическом, культурологическом, психологическом, когнитивном описании языка. С одной стороны, возникла ситуация многих знаний, а с другой – методологическая разобщённость, ведущая к эклектике и механическому соположению добытых знаний.

Если в структуралистской парадигме языкознания исследования ведутся с субъект-объектных позиций, то новая антропоцентрическая парадигма характеризуется устремлённостью к субъект-субъектной позиции, то есть гуманистическому подходу. В нём соблюдаются многие принципы сциентизма, то есть логического контроля мышления: непротиворечивость, систематизация, построение идеальных объектов и др. Отличия же сводятся к тому, что в гуманистической парадигме на первый план выходят: методологический контроль мышления, вхождение в культурную коммуникацию, самоопределение в культурной коммуникации.

Бурный переход лингвистики в антропоцентрическую научную парадигму, начавшийся с 70-х гг. ХХ в., внёс в исследовательскую практику не только новые объекты (речевой акт, речевой жанр, текст/дискурс), но и потребность в развитии методологии и методик исследования. Этот переход осуществляется при явном методологическом «голоде», методологической «размытости».

Прагматическое направление выделяется в функциональную перспективу языка.