Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
Язык проявляет себя в том, что одно лицо может высказать что-либо другому лицу, которое может понять сказанное ему и ответить на высказывание словом, действием или размышлением. Цельное высказывание называют актом общения. В акте общения содержатся, по меньшей мере, три стороны: досоциальная автоматическая, собственно творческая и обусловленная навыками, привитыми воспитанием.
Как показывают разработки биологов, каждый вид животных имеет свой "язык" (или "языки"), с помощью которого осуществляется общение. При таком общении используются звуки, позы, запахи, световые и химические сигналы. Общение определяет поведение животных в группах, сообществах*.
*(См.: Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.)
Язык человека также имеет сигнальные свойства, сходные с "языками" животных. Независимо от знания языка мы понимаем по голосу, кто обращается к нам: женщина, мужчина или ребенок; содержится ли в этом обращении просьба, предложение сделать что-либо, угроза или вопрос; мы понимаем также непроизвольные крики человека, восклицания, возникшие от наслаждения, боли, гнева и т.п. Все это воспринимается достаточно ясно даже тогда, когда сигналы издает человек, говорящий на неизвестном нам языке. Это досоциальнаясторона языка, оставшаяся в наследство от первобытного состояния человека.
Факты общения людей, не имеющих единого языка, и два рода общения человека с животными - обучение животных и подражание сигналам животных - показывают, что акт общения не признак социальности языка.
Иногда признаком социальности языка признается способность человека изучить неродной язык или научиться с детства языку не своего народа так, что этот язык станет родным. Однако этот признак вряд ли можно безоговорочно отнести к социальным.
Биологи установили, что внутри одного вида отдельные группы животных могут иметь совершенно различные или частично отличающиеся системы сигналов ("языков") и что при этом между такими группами животных может возникать "непонимание", т.е. невосприятие сигналов*. Это свойство объясняют тем, что не все сигналы (а нередко их меньшая часть) являются врожденными. Многим сигналам животные научаются от взрослых животных по мере роста и психического развития. Разные условия обитания, разные групповые организации животных объясняют то, что внутри одного вида обособляются разные по системам сигналов группы животных (имеющие как бы свои "языки"). Внутри этих групп возможно обучение особей, преимущественно молодых, сигналам не своей группы. Вместе с тем при одомашнивании и дрессировке животные научаются сигналам человека. Поэтому обучаемость языку не является типично социальной чертой языка.
*(См.: Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.)
Социальность акта общения проявляется не в факте языкового общения, а в его особых качествах. Среди этих качеств важнейших - три: 1) историческая связь актов общения друг с другом, с общественным производством, основанным на разделении труда и обмене; 2) способность быть выразителем общественного сознания; 3) способность формировать и использовать культуру.
Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи. Членораздельность речи есть прежде всего способность высказывания разделяться для нашего восприятия и сознания на части, мельчайшими из которых являются сознаваемые отдельно в восприятии и произношении звуки речи.
Членораздельность речи является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства. Членораздельность речи, таким образом,- это свойство актов социального общения.
Членораздельность речи на уровне звуков есть результат деления высказывания на все более дробные единицы. Это деление возникает в результате сопоставления и противопоставления высказываний и их частей.
Если рассмотреть отношения между разными актами общения, то окажется, что высказывания соотнесены между собой по форме и содержанию. Эта соотнесенность многообразна, но видна в правильном свете лишь в том случае, если подойти к ней исторически и расположить высказывания во времени, т.е. в порядке их появления. Приведем несколько примеров такой связи. В диалоге вопрос предшествует ответу, рассказ может вызвать вопрос, повеление и т.д. Реплики в диалоге становятся осмысленными лишь тогда, когда они расположены во временной последовательности; если же перепутать порядок реплик, то диалог потеряет смысл.
В развитии литературы видно, как произведения зависят друг от друга: более ранние сочинения являются основой для последующих. Так, "Энеида" Вергилия недостаточно понятна без знания "Илиады" Гомера. В научной литературе преемственность видна в правилах создания и применения терминов, в правилах цитирования и оформления научных текстов.
Всякий акт общения осмысливается в своей членораздельности потому, что он включен в историческую последовательность высказываний. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность, формирующая особую, исторически обусловленную структуру.
Акты общения (и их части) составлены как из известных и сходных единиц, так и из новых, т.е. в высказывании всегда есть что-то известное и что-то новое. Все множество актов общения группируется по сходству и различию единиц, их составляющих. Большие группы актов общения, связанные исторической культурной преемственностью, в быту называют языками*.
*(В бытовом сознании, а также во многих науках за пределами языкознания слово "язык" понимается как определенная совокупность актов общения. Ср.: язык до Киева доведет; язык мой - враг мой и т.п.)
Языки как исторически цельные и связанные культурной преемственностью группы актов общения подразделяются на отдельные акты общения со своей организацией (стихи, поэмы, повести, романы, речи, беседы, документы и т.д.) и части этих актов, части композиций, абзацев-периодов, строф и строк, слов, их частей и, наконец, звуки и буквы.
Единицы, составляющие акты общения и представляющие делимость их на слова, части слов и отдельные звуки, получают объяснение своих качеств, формальных и смысловых, лишь при рассмотрении их в историческом контексте и следовании. Так, звуки русского языка с точки зрения их качеств могут быть объяснены в результате изучения звуков древнерусского, старославянского, общеиндоевропейского языков, т.е. в исторической последовательности.
Историзм - необходимая черта социальности языка, потому что акты общения не создаются без внешней для них причины. Такой причиной являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка. Разделение труда и обмен невозможны без предварительной обусловленности и подготовки. Для этих целей общество использует акты общения, т.е. язык (в бытовом понимании).
Поскольку разделение труда и обмен постоянно расширяются и дифференцируются, в актах общения должны называться все новые предметы и действия с ними, по поводу которых происходит общение. Так общение необходимо становится общением с помощью имен - слов, называющих предметы. Таким образом, язык - это членораздельные акты общения с помощью имен*.
*(То, что язык существует на основе имен, породило особую область языкознания - теорию именования.)
Приобретенное языком свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи не только позволяет договориться о том, как поступить с вещью, но и использовать имя, в частности, как знак этой вещи в ее отсутствие. Это значит, что становится возможно абстрактное оперирование мыслью о вещи, когда имя вещи как знак "замещает" вещь. Абстрактное оперирование позволяет создавать образы вещей, реальных или воображаемых, выводить понятия о вещах, отражающих существенные их свойства, строить суждения.
Поэтому с помощью актов речи можно прогнозировать, исследовать свойства объектов, фантазировать о них, условливаться о коллективных действиях с вещами и, наконец, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Так акты речи становятся выразителями индивидуальной мысли, а в случае их общезначимости - общественного сознания.
В большей части актов общения происходит нарастание принципиально новой для общества информации, а во многих информация бывает новой для участников общения. Так, заявка на патент содержит новую для общества информацию, ее содержат и научное открытие, и произведения художественной речи. В бытовом диалоге новизна может существовать только для участников диалога. В учебной речи общественно необходимое знание сообщается учащимся: оно не ново для науки и для учителя, но ново для учеников. Таким образом, новизна информации в языке определяется применительно к знаниям участников актов общения.
Однако и принципиальная новизна сообщаемого, т.е. новизна для общества в целом, также бывает разной. Сообщения о новых фактах и новых событиях могут быть весьма ценными в данный момент. Но по мере того как факты и события уходят в прошлое, актуальность таких сообщений изчезает. Они забываются и не воспроизводятся более.
В других актах общения сообщается новое знание о законах природы, общества или человеческого духа или содержится эстетическая ценность непреходящего характера. Такие акты общения должны храниться обществом или постоянно воспроизводиться. Они составляют часть культуры.
Отделение культурно значимого в сообщениях от нового, но имеющего временную актуальность - основная задача филологии, частью которой является языкознание. Поэтому главным методом филологического анализа является разделение по форме и содержанию воспроизводимого и производимого заново и разбор нового с точки зрения его культурной значимости.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения