logo search
368754_66BA7_ekzamen_po_teoreticheskoy_grammati

16. Парадигматическое и синтагматическое значения притяжательного падежа.

Синтагматическое значение, примеры: at a stone's throw, for God's sake, Saint Paul's Cathedral.

В противоположность чётко выраженной категории числа, проблема падежа сводится к вопросу, существует ли в английском падеж.

Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, рассматривать ли падеж как форму или только как содержание, передаваемое теми или иными средствами. Мы исходим из положения, что падеж — морфологическая категория, передающая отношения имени в предложении. Отсюда следует, что те или иные отношения, передаваемые падежом, должны передаваться формой самого имени. Все другие средства, не заключенные в форме имени (предлоги, порядок слов), не являются морфологическими и поэтому не могут рассматриваться как формы падежа. Отсюда следует также, что не может быть менее двух падежей (1.0.4).

Обычно принято говорить именно о двух падежах в английском: об общем падеже (Common Case) и притяжательном (Possessive Case). Принято также считать, что оба эти падежа совершенно равным образом функционируют в формах единственного и множественного числа. Парадигма изображается обычно следующим образом: Общ. п.: ед. ч. the boy, мн. ч. the boys. Притяж. п.: ед. ч. the boy’s, мн. ч. the boys’

Так называемый «общий падеж» не имеет морфологического оформления; его нулевой экспонент (1.0.1) не передает никакого отношения; существительное вне контекста передает только значение числа, но не отношение к другим членам предложения. Сравните: the house was comfortable; the walls of the house; we approached the house; behind the house. Изолированная словоформа house ни о чем не говорит; следовательно, в форме «общего» падежа трудно усмотреть какое-либо грамматическое значение падежа. Вместе с тем, если существует противопоставление общий/притяжательный падеж, то, возможно, общий падеж можно будет отрицательно охарактеризовать как форму, не передающую отношений, свойственных притяжательному падежу.

Авторы грамматик указывают, как правило, на то, что притяжательный (родительный) падеж употребляется в основном с существительными лица, хотя возможно окказиональное его употребление с существительными — названиями неодушевленных предметов, традиционно закреплено употребление его с существительными — названиями периодов времени, расстояния, цены: a week's notice; at a mile's distance; a shilling's worth of sugar.1

Существование притяжательного падежа было поставлено под сомнение некоторыми советскими лингвистами (Г. Н. Воронцовой, А. М. Мухиным и др.).-далее см. вопрос 23

Нонна Ник.Матвеева разделяла синтагматические и парадигматические отношения.

Синтагматические - это отношения в речевой цепи, члены предложения.

Парадигматические - это отношения не в линейной речевой цепи, а по ассоциации (что-то с чем-то сходно/отличается). Сходство м.б.формальное, а м.б.по содержанию: look - подбор синонимов - glance, gaze. Стол - склоняем - стола, столу. Общий признак - падеж. Night, knight - омофоны, одинаковое звучание.

Раньше под парадигматическими отношениями подразумевались только отдельные слова, сравнивались друг с другом. Потом начали сравнивать целые предложения. Стала развиваться теория СПП.

Апресян: синтаксическая парадигма - это совокупность единиц, противопоставленных друг другу по одним формальным и/или семантическим признакам при общности других.

Стали появляться парадигмы предложения:

Шведова: Ночь. Ночь была. Была бы ночь. (1 сост. 2 сост. 2 сост с сослагательным наклонением)

Трансформационная грамматика: The man hit the ball. Did the man hit the ball? The man didn't hit the ball.

Не надо смешивать гиперпарадигмы: внутримодельную и межмодельную.

Внутримодельная подразделается на

А) формоизменительную: глагол ставится в разные формы. 1) по категории числа. The boy plays. The boys play. 2) по категории лица. I play. He plays. 3) падежа - если признавать 4) вида-времени 5) наклонения. He plays. He would play. 6) залога. Считалось, что глагол накладывает отпечаток на все остальное, поэтому это не морфологическая, а синтаксическая парадигма предложения.

Б) трансформационную. The bird sings. Does the bird sing? The bird doesn't sing. The bird does sing.

Межмодельная либо на уровне

А) предложения: 2 сост сопоставляются с 1сост: It was early spring. Early spring. Изъявительные сопоставляются с повелительными: John jumps. Jump, John! Одна и та же ситуация, сопоставляются формы.

Б) словосочетания: предложение сопоставляется со СС. The bird sings. The singing of the bird. The bird sing. The bird singing. For the bird to sing. - вторично предикативные конструкции.