Образец выполнения варианта тестовых заданий
Задание №1.Выберите один вариант ответа. Определите стиль и тип речи.
Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях?
Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко! (В.Г. Белинский).
Варианты ответов: 1) художественный стиль; повествование; 2) разговорный стиль; повествование; 3) публицистический стиль; рассуждение; 4) научный стиль; рассуждение.
Ответ – вариант 3: публицистический стиль, рассуждение. Текст относится к жанру литературно-критического очерка публицистического стиля. Поскольку различие между функциональными стилями прежде всего проявляется в лексике, обратим внимание на лексический состав данного текста. Для текста характерны отвлечённые слова с художественно-поэтическим значением (поэт, творения, достоинство, создание, образ, тайна, личность, общечеловеческое). Текст адресован широкой читательской аудитории, поэтому автор использует языковые средства, близкие к публицистике (риторический вопрос: «Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях?»; вопросно-ответный ход «Что должно делать для этого? – Изучить поэта…»). Автор широко использует глаголы отвлечённо-обобщённого значения (уловить, мыслить, перечувствовать, восхищаться, выразить, облекать, предощущать). Но вместе с этим в тексте имеются слова и словосочетания, характерные для разговорно-бытового стиля (значит, всякий, выдумывать, не пришло в голову, что-нибудь). Такие лексические средства допустимы только в художественном и публицистическом стилях. Своё стремление к логичности изложения материала автор реализует в активном использовании сложных предложений союзного типа (чем... тем; как, так что).
По способу изложения (по типу речи) текст представляет собой рассуждение. В нём представлены все признаки рассуждения: наличие основной мысли проблемного характера и аргументации, развёрнутой системы убеждения адресата в справедливости основной мысли об усиленном и повторяемом чтении произведения поэта, чтобы уловить тайну его личности. Части текста расположены в строгой последовательности:1) приступ, или введение (с риторическим вопросом), связанное с темой рассуждения;2) даётся объяснение темы, или парафразис;3) приводятся аргументы (истинный поэт ничего не выдумывает); 4) представлено мнение в поддержку своей позиции (люди всегда находят что-то давно знакомое им, что-то своё собственное, чему не могли дать ясного образа, только поэт умел это выразить); 5) заключение (Чем выше поэт, тем проще его создание).
Задание №2. Выберите один вариант ответа. Для текстов научного стиля не характерно(-а).
Варианты ответов: 1) логическая последовательность изложения; 2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов; 3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; 4) научная фразеология.
Ответ – вариант 3: для текстов научного стиля не характерно широкое использование лексики и фразеологии других стилей, потому что основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность. Этому стилю в меньшей степени присуща оценочность, для выражения которой в других стилях речи употребляются эмоционально-оценочные лексические и фразеологические единицы.
Задание №3. Выберите один вариант ответа. Укажите основные характеристики публицистического стиля.
Варианты ответов: 1) понятийная точность, подчеркнутая логичность; терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора; 2) социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность; 3) минимум требований к форме выражения мыслей; 4) предельная точность, не допускающая разночтений.
Ответ – вариант 2: социальная оценочность, демократичность, массовость, доступность. Остальные варианты ответов характеризуют другие стили речи, как-то: научный (1); разговорно-бытовой (3);официально-деловой (4).
Задание №4. Выберите один вариант ответа. В официально-деловых текстах употребляются только следующие слова...
Варианты ответов: 1) амплитуда, локальный, следовать; 2) климат, хроника, журнал; 3) эскалация, форум, почин; 4) доложить, ответчик, взыскание.
Ответ – вариант 4: доложить, ответчик, взыскание. Эти слова относятся к специальной лексике, приближённой к терминологии, характерной только для текстов официально-делового стиля в целях передачи их точности и стандартизации, краткости и однозначности. Чаще их называют канцеляризмами.
Задание №5. Выберите один вариант ответа. Определите, к какому типу лексических единиц относятся слова, выделенные в тексте М.М. Зощенко.
Кошка и люди
Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.
Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.
Нету, - говорят.– Жить можно.
Товарищи, — говорю, – довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите - жить можно.
Чертов жакт говорит:
- Тогда, – говорит, – устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежли мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежли не угорим – извиняемся за отопление.
Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М.М. Зощенко).
Варианты ответов: 1) диалектные; 2) просторечные; 3) профессиональные; 4) общеупотребительные.
Ответ – вариант 2: просторечные. Выделенные в тексте слова представляют собой консервативную, однородную, необязательную в обществе разговорную лексику. Эти слова в данном фрагменте художественного произведения использованы автором для выражения эмоционального состояния говорящего и эмоционального воздействия на речевого партнёра.
Задание №6. Выберите один вариант ответа. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение «стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов».
Варианты ответов: 1) эллипсис; 2) градация; 3) антитеза; 4) анафора.
Ответ – вариант 3. Термин «антитеза» греческого происхождения и означает противоположение, противопоставление. Толкование термина соответствует значению фигуры речи, данной в варианте 3.
Задание №7. Выберите один вариант ответа. Условия, в которых происходит речевое общение, – это речевая (-ое)…
Варианты ответов: 1) взаимодействие; 2)событие 3) деятельность; 4) ситуация.
Ответ – вариант 4 – ситуация. Речевая ситуация есть обобщённая модель условий и обстоятельств, обусловливающих речевое поведение личности в коммуникативном событии. Речевая ситуация задаётся внешними обстоятельствами (условиями) общения: сферой общения, наличием или отсутствием предметно-практической деятельности, характером адресованности, каналом связи, формой речи и особенностями контакта.
Задание №8. Выберите один вариант ответа. К жанру академического красноречия не относится: а) лекция вузовская, школьная; б) приветственное слово; в) научный доклад; г) научный обзор; д) научное сообщение; е) научно-популярная лекция; ж) агитаторское выступление.
Варианты ответов: 1) д, е; 2) б, ж; 3) а, г; 4) в, е.
Ответ – вариант 2 (б, ж): приветственное слово и агитаторское выступление относятся к жанрам публицистического стиля.
Задание №9. Выберите один вариант ответа. Определите способ изложения материала в тексте.
Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт. ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.
Варианты ответов: 1) концентрический; 2) дедуктивный; 3) ступенчатый; 4) индуктивный.
Ответ – вариант 1: концентрический. При концентрическом способе изложения материал располагается вокруг главной проблемы, поднимаемой автором. Главной проблемой в этом тексте являются неистощимые энергетические ресурсы Мирового океана. Далее автор переходит от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому анализу биологических ресурсов, пищевых ресурсов.
Задание №10. Выберите один вариант ответа. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
A. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
B. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.
Варианты ответов: 1) Г, А, Б, В, параллельная; 2) В, Б, А, Г, последовательная; 3) В, Г, А, Б, параллельная; 4) Б, Г, В, А, последовательная.
Ответ – вариант 2: В, Б, А, Г, тип синтаксической связи предложений – последовательная. В данных предложениях последовательно раскрывается этимология слова «зодчий».
Задание №11. Выберите один вариант ответа. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.).
Заявление подано от ...
Варианты ответов: 1) Константина Живаго (Живаго); 2) Натальи Седых (Седых); 3) Антонины Венда (Венда); 4) Олега Мицкевич (Мицкевич).
Ответ – вариант 4: Олега Мицкевич. Нужно: «Заявление от Олега Мицкевича», так как русские и иностранные мужские имена и фамилии на согласную склоняются.
Задание №12. Выберите один вариант ответа. Чтобы студенческий профком выделил Вам льготную путёвку в лагерь, Вы напишете…
Варианты ответов: 1) резюме; 2) автобиографию; 3) заявление; 4) объяснительную записку.
Ответ – вариант 3: заявление. Просьба, обращённая к официальному лицу и требующая его решения, оформляется в виде документа личного характера, носящего название заявления, одного из жанров бытового подстиля официально-делового стиля речи.
Задание №13. Выберите один вариант ответа. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.
Варианты ответов: 1) и т.д. (и так далее), млд. (миллиард), млн. (миллион); 2) инж. (инженер), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности); 3) академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник); 4) с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча).
Ответ – вариант 1: слово «миллиард» в этом ряду сокращено неправильно, нужно сокращать «млрд.». К стандартным аспектам деловой письменной речи относится унификация сокращений, широко используемых в деловых письмах. Сокращения слов, используемых в текстах документов, а также в других реквизитах, должны соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации, требованиям государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации.
Задание №14.Выберите один вариант ответа. Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой.
Варианты ответов: 1) фотореклама; 2) печатная; 3) радиореклама; 4) световая.
Ответ – вариант 3: радиореклама, которая относится к рекламе слухового ряда. Остальные виды рекламы относятся к зрительной разновидности рекламы.
Задание №15.Выберите один вариант ответа. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы.
Варианты ответов: 1) Я могу этого добиться... 2) Я считаю... 3) Это невозможно. 4) Вы не находите, что…
Ответ – вариант 4: Вы не находите, что…. В деловой сфере общения в центре внимания должны быть этикетные нормы, которые должны соблюдаться между партнёрами. Нежелателен так называемый Я-подход, грубость, эго-стремления, которые проявляются в первых трёх вариантах ответов.
Задание №16. Выберите один вариант ответа. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:
Варианты ответов: 1) младшие по возрасту – старших; 2) член делегации – ее руководителя; 3) младший по должности – старшего; 4) женщина – мужчину.
Ответ – вариант 4: женщина – мужчину. Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров: их социального статуса, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. По принятому в России этикету женщина первой не должна приветствовать мужчину. В остальных вариантах ответов норма этикета приветствия не нарушена.
Задание №17. Выберите один вариант ответа. В системе русского литературного языка отсутствует…уровень.
Варианты ответов: 1) грамматический; 2) стилистический; 3) фонетический; 4) лексико-семантический.
Ответ – вариант 2: стилистический. Уровни языка – это основные подсистемы языка, каждая из которых характеризуется набором взаимосвязанных однотипных единиц и правилами их группировки и сочетаемости в линейном ряду. Основные уровни языка - фонетический, грамматический (морфемный), лексико-семантический и синтаксический. Стилистического уровня быть не может, так как стиль – это одна из речевых подсистем, использующих единицы всех уровней языка.
Задание №18. Выберите один вариант ответа. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов «релятивный», «пролонгировать»?
Варианты ответов: 1) толковым словарем русского языка; 2) орфоэпическим словарем; 3) орфографическим словарем; 4) этимологическим словарем.
Ответ – вариант 1: толковым словарём русского языка. Словарём словарей справедливо считают толковый словарь, в котором представлены не только толкование значения каждого слова, но и сведения о его написании, ударении, о тех грамматических формах, которые определяют поведение слова в речи. В орфоэпическом словаре даётся произношение и ударение слов, в орфографическом – написание слов, в этимологическом словаре устанавливается первичная форма и значение слова.
Задание №19. Выберите один вариант ответа. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
Варианты ответов: 1) ходатайствовать, шофер, донельзя; 2) ножны, планер, некролог; 3) туфля, юродивый, безудержный; 4) отгул, озимые, реквием.
Ответ – вариант 1: ходатайствовать, шофер, донельзя. Ударение в русском языке свободное: оно может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Наряду с этим ударение в русском языке называется подвижным (это ударение, меняющее своё место в разных формах одного и того же слова: прав, права, но: правы) и неподвижным (ударной является одна и та же часть слова в различных его формах: бегу, бежишь, бежит – ударение закреплено на окончании). Каждый человек, стремящийся к правильной речи, должен иметь словарь ударений как настольную книгу.
Задание №20. Выберите один вариант ответа. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?
Варианты ответов: 1) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'э]ра; 2) а[фэ]ра, гри[п], орхи[д'э]я; 3) гри[пп], орхи[д'э]я, а[фэ]ра ;4) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'о]ра.
Ответ – вариант 1. По нормам современного русского литературного языка удвоенные согласные произносятся как один звук [грип]. Согласно закону русского произношения, перед ударным е произносится мягкий согласный: тема, музей, десант. Однако книжные слова и специальные термины сохраняют твёрдые согласные: орхидея, синтез, декор, диспансер, модерн, тезис, тембр; в) произношение э или о после мягких согласных связано с тенденцией оберегать старую книжную традицию произношения (афера, утомленный, коленопреклоненный) и защищать уже ставшее традицией произношение на о (утомлённый, жёлчь, белёсый). Правила употребления букв е или ё прежде всего сводятся к предупреждению от неверного опознавания слова: небо / нёбо, все / всё, истекший (год) / истёкший (кровью).
Задание №21. Выберите один вариант ответа. Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой.
Варианты ответов: 1) живой труп; 2) очевидное-невероятное; 3) очень маленький; 4) экспонаты выставки.
Ответ – вариант 4: экспонаты выставки. В этом словосочетании представлен пример плеоназма как речевой ошибки. В нём явное превышение меры избыточности, лишнее с логической точки зрения уточнение. Не следует уточнять отдельным словом то, что уже полностью представлено в значении другого слова. Слово «экспонат» означает в русском языке «предмет выставки». На чисто русском языке это словосочетание выглядело бы «предмет выставки выставки», что недопустимо.
Задание №22.Выберите несколько вариантов ответа. Укажите, в каких случаях паронимы «дружеский – дружественный» употреблены правильно:
Варианты ответов:
1) Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.
2) Дед Шукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.
3) Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.
4) Чувствуя большое, дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.
Ответ – варианты 2 и 3. В приведённых примерах использованы паронимы, т.е. слова, сходные, но не тождественные по форме (дружеский – дружественный). Именно их формальная и смысловая близость в языке приводит к ошибкам в выборе нужной единицы паронимической языковой пары. Значения компонентов паронимической пары характеризются тем, что не совпадают (как у синонимов), не противополагаются (как у антонимов), их внешний вид не накладывается один на другой (как у омонимов). Лексические значения компонентов паронимической пары обязательно разграничены, хотя в ряде случаев паронимы могут сочетаться с одним и тем же словом. В задании правильны: дружеский тон и дружественное внимание. «Дружеский» означает относящийся к другу, свойственный ему, характеризующий отношения друзей. «Дружественный» – взаимно благожелательный, основанный на дружелюбии, выражающий расположение (преимущественно о государствах и народах). Поэтому словосочетания «дружественный разговор» и «дружественная фамильярность» ошибочны.
Задание №23. Выберите один вариант ответа. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию «очень любить».
Варианты ответов: 1) души не чаять; 2) яблоку негде упасть; 3) яблоко раздора; 4)положа руку на сердце.
Ответ – вариант 1: фразеологизм «души не чаять» означает «очень сильно, безгранично любить» (см. Е.А. Быстров и др. Фразеологический словарь русского языка. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 415 с.).
Задание №24. Выберите один вариант ответа. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Маша – большая сластена.
Варианты ответов: 1) средний; 2) общий; 3) женский; 4) мужской.
Ответ – вариант 2: Общий. В русском языке, наряду с именами существительными мужского, женского и среднего рода, есть существительные общего рода на -а, -я, обозначающие лиц как мужского, так и женского пола и имеющие оценочное значение: плакса, задира, сластёна (Он большой сластёна. Она большая сластёна).
Задание №25. Выберите один вариант ответа. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Варианты ответов: 1)Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут. 2) Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край. 3) Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли. 4) На Венере день и ночь продолжаются по сто семнадцать земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.
Ответ – вариант 3: двадцать две ясли. Грамматическая ошибка в употреблении количественно-именного словосочетания «двадцать две ясли». Слово «ясли» относится к группе имён существительных pluralia tantum, т.е. имеющих форму только множественного числа. Следовательно, при нём не может быть числительное «двадцать две», которое сочетается только с существительными женского рода (двадцать две страницы, книги, девушки, лампочки). Существительное «ясли» может сочетаться с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. При большем количестве следует употреблять другую конструкцию с количественными числительными. Например: Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и более двадцати яслей (22).
Задание №26. Выберите один вариант ответа. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
Варианты ответов: 1) Это упражнение делают стоя на вытянутых носках. 2) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе. 3) Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице. 4) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.
Ответ – вариант 4: Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания: деепричастие как дополнительное действие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. В предложении «Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые» налицо два действующих лица: тот, кто спускается из окна, и часовые. Во избежание нарушения синтаксической нормы следует использовать другую конструкцию: Если он спустится из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.
Задание №27. Выберите один вариант ответа. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква А.
Варианты ответов: 1) заг...рать, прик...саться, ср…внение, ог...рок; 2) Р...стислав, откл…няться, уг...реть, пол...г; 3) доск...кать, изл...жение, з…ря, тв...рить; 4) выг...рки, попл…вок, р...стение, сл...гаемое.
Ответ – вариант 4: выгарки, поплавок, растение, слагаемое. Чтобы правильно писать эти слова, необходимо вспомнить правило о правописании корней с чередующимися гласными. Именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых. Но будущий специалист, возможно, и руководитель производства, должен быть грамотным.
Задание №28. Выберите один вариант ответа. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.
Варианты ответов:
1. Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
2. В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
3. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
4. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
Ответ – вариант 4: Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. В этом предложении деепричастный оборот «не зная прошлого» следует выделить запятой. Деепричастие, имеющее при себе зависимое слово, обособляется.
Задание №29. Выберите один вариант ответа. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.
Варианты ответов: 1) (не) считая, (не) солоно хлебавши,(не) вежа; 2) (не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье; 3) (не) взрачный, (не) рад встрече, трава (не) скошена; 4) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить.
Ответ – вариант 4: невменяемый; неглубокий, но холодный; невзлюбить. Все эти слова с не пишутся слитно: 1) полные причастия с не пишутся слитно, если при них нет зависимого слова; 2) в слове «неглубокий» не пишется слитно, потому что в словосочетании «неглубокий, но холодный» нет логического противопоставления; 3) невзлюбить – слово, которое без не не употребляется.
Задание №30.Выберите один вариант ответа. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.
Варианты ответов:
1. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
2. У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах
3. Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.
4. Он прошел в горячих точках огонь, и воду.
Ответ – вариант 1: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой. В остальных трёх предложениях имеются ошибки.
Во втором предложении перед союзом «как» запятая не нужна: перед первым из однородных членов, связанных парными союзами, запятая не ставится. В третьем предложении после слова «дождь» нужно тире: после перечисления однородных членов, стоящих после обобщающего слова, ставится тире, если далее предложение продолжается. В четвёртом предложении перед союзом и запятая не нужна: два одиночных однородных члена предложения, соединённых союзом и, запятой не отделяются.
Задание №31. Выберите один вариант ответа. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Варианты ответов: 1) ляг на кровать; 2) скучаю по вам; 3) три девушки; 4) сорок граммов.
Ответ – вариант 2: скучаю по вам. Предлог по в сочетании с личными местоимениями первого и второго лица множественного числа управляет предложным падежом. Следует запомнить выражения «скучать по нас» и «скучать по вас», но: «скучать по ним». Личные местоимения единственного числа (я, ты, он, она, оно) после предлога «по» употребляются в форме дательного падежа (скучает по мне, по тебе, по ней).
Задание №32. Выберите один вариант ответа. Речевая ошибка допущена в предложении...
Варианты ответов:
1. Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
2. У Владимира шел пот градом.
3. Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.
4. И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.
Ответ – вариант 2: У Владимира шёл пот градом. Речевая ошибка объясняется неправильным употреблением глагола «шёл» во фразеологизме. Правильно было бы «пот лил градом».
- Содержание
- Введение
- Учебный план
- 4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»
- 7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»
- 8.1 Основная литература:
- 8.2 Дополнительная литература:
- 8.3 Учебные пособия кафедры
- 8.4 Интернет-ресурсы
- Вопросы по разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Приложение г
- Пример зачетного билета по дисциплине «Речевая коммуникация»
- Теоретическая часть Модуль ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации
- 1.1 Понятие речевой коммуникации
- 1.2 Основные единицы речевого общения
- 1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации.
- 1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка
- 1.4.1 Научный стиль речи
- 1.4.2 Официально-деловой стиль речи
- 1.4.3 Публицистический стиль речи
- 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования
- 1.4.5 Художественный стиль речи
- 1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- 1.5.1 Орфоэпические нормы
- 1.5.2 Грамматические нормы
- 1.5.3 Синтаксические нормы
- 1.5.4 Пунктуационные нормы
- 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности
- 2.1. Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации
- 2.2 Этика речевой коммуникации
- 2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации
- 2.4 Логико-композиционное построение речи
- 2.5 Техника речи
- 2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности
- Методические указания для студентов
- Вариант билета для зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- Образец выполнения контрольной работы
- Образец выполнения варианта тестовых заданий
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Контрольные вопросы разделу 1 «Речевая коммуникация как процесс»
- По разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Литература