1.5.1 Орфоэпические нормы
Орфоэпическая норма– единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.
Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте безударного орфографического овсегда произносится гласный, близкий к [а]:в[а]да (вода), [а]кно (окно), а на месте орфографическиха, я, е– гласный, близкий к [и]:[чи]сы (часы), [пи]ти (пяти), [ви]ду (веду).Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова:гopo[m] (город), дy[n] (дуб);местоимениечто произносится как [што].
Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: було[шн]ая и було[чн]ая (булочная); ви[ж'ж']ать и ви[жж]ать (визжатъ); до[ш'ш'] и до[шт] (дождь); [сэ]ссия и [с'э]ссия, творог и творог, отдал и отдал.
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определённой постановке ударения.
Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: понять, понял, поняла.
Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: атлас и атлас, замок и замок, мука и мука, ирис и ирис.
Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: стены и стены, руки и руки, насыпать (соверш. вид) и насыпатъ (несоверш. вид).
Особенно разнообразно, поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:
Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места (лектор, лекторы, лекторов…). В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: иначе и иначе, мышление и мышление. Неправильные формы многих слов неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего. Литературная норма требует произношения договоры, созыв, средства.
Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей (стола, столов; рубля, рублей; языка, языков).
Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед.ч. на окончание во мн. ч.: округ – округа, мн. ч. округа – округов; новость – новости, мн. ч. новости – новостей; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн. ч.: среда – среды мн. ч. среды – сред, о средах.
Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.
Правильно: агент, агрономия, алкоголь, алфавит, аргумент, аристократия, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря (тайная вечеря), газопровод, генезис, гастрономия, диалог, диоптрия, диспансер, договор, документ, досуг, дремота, Евангелие, жалюзи, знамение, изобретение, иконопись, инсульт, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, кремень, ломота, немота, недуг, некролог, нефтепровод, обеспечение, статуя, созыв, столяр.
Ударение в глаголах. Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных – глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм звонит, позвонит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звонит, позвонит.
Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также их производные с приставками следует запомнить, а в трудных случаях проверять себя по словарю: брать – брала, брало, брали; быть – была, было, были; добытъ – добыл, добыла, добыло, добыли.
Ударение в прилагательных. В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в их кратких формах: близок – близка, важен – важна. Приведём список прилагательных, в форме именительного падежа которых часто встречается неправильное ударение:
Правильно: валовой, -ая, -ое; кедровый, -ая, -ое; лубочный, -ая, -ое; меновой, -ая, -ое; митинговый, -ая, -ое; кухонный, -ая, -ое; наведённый, -ая, -ое; незаконнорождённый, -ая, -ое; ненецкий, -ая, -ое; озлобленный, -ая, -ое; оптовый, -ая –ое; оценённый, -ая, -ое; очередной, -ая, -ое; портовый, -ая, -ое; проторённый, -ая, -ое; развитой, -ая, -ое; согнутый, -ая, -ое; тигровый, -ая, -ое; госпитальный, -ая, -ое.
- Содержание
- Введение
- Учебный план
- 4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»
- 7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»
- 8.1 Основная литература:
- 8.2 Дополнительная литература:
- 8.3 Учебные пособия кафедры
- 8.4 Интернет-ресурсы
- Вопросы по разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Приложение г
- Пример зачетного билета по дисциплине «Речевая коммуникация»
- Теоретическая часть Модуль ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации
- 1.1 Понятие речевой коммуникации
- 1.2 Основные единицы речевого общения
- 1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации.
- 1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка
- 1.4.1 Научный стиль речи
- 1.4.2 Официально-деловой стиль речи
- 1.4.3 Публицистический стиль речи
- 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования
- 1.4.5 Художественный стиль речи
- 1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- 1.5.1 Орфоэпические нормы
- 1.5.2 Грамматические нормы
- 1.5.3 Синтаксические нормы
- 1.5.4 Пунктуационные нормы
- 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности
- 2.1. Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации
- 2.2 Этика речевой коммуникации
- 2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации
- 2.4 Логико-композиционное построение речи
- 2.5 Техника речи
- 2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности
- Методические указания для студентов
- Вариант билета для зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- Образец выполнения контрольной работы
- Образец выполнения варианта тестовых заданий
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Контрольные вопросы разделу 1 «Речевая коммуникация как процесс»
- По разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Литература