logo
Теоретическая часть

1.2 Основные единицы речевого общения

Основным способом удовлетворения личных потребностей человека в общении является речь. Именно поэтому принято терминосочетание речевое общение (вербальное) в отличие от невербальных средств общения, т. е. жестов, мимики, знаков, символов и др.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между двумя собеседниками или многими людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Текст, взятый в событийном аспекте (дискурс), протекающий в контексте речевой ситуации, называется речевым событием.

Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов (собеседников) соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (например, диалог с врачом; беседы в гостях или вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит. Моя ситуация улучшилась. Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат является конкретным лицом. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления).

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер…). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Речевое взаимодействие – сложное явление, связанное с речевой деятельностью. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Для формирования социально активной личности необходимо знание языковой системы, владение речью и строгое соблюдение социальных норм речевого поведения.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. По определению ряда лингвистов, результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и их эмоции.

Под видами речевой деятельности понимают четыре основных аспекта речевой коммуникации: говорение, слушание, письмо, чтение. Однако среди некоторых психолингвистов существует мнение, что перевод с одного языка на другой также можно считать одним из видов речевой деятельности.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмозашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение расшифровка графических знаков и понимание их значений.

В процессе речевой коммуникации механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками.

Универсальная модель речевой коммуникации. Указанные механизмы и сами участники речевого общения составляют так называемую модель речевой коммуникации. Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема, включающая определённые компоненты, такие как:

1) адресант (субъект, отправитель информации) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и др.;

2) референция (сообщение) закодированная информация (текст в устной или письменной форме); 3) адресат (получатель информации, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть; 4) кодирование и декодирование одирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами, а декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения); 5) контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.

Коммуникативные барьеры и их разновидности. Речевая коммуникация может не состояться, если имеются некоторые преграды, которые называют коммуникативными барьерами.

Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, создавая преграды на пути общения.

Данная ситуация наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем коммуникативистики – науки, изучающей проблему коммуникативных барьеров. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В каждом виде человеческой деятельности – в политике, экономике, культуре и т. д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная – невербальная, устная – письменная) создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Обычно выделяют шесть наиболее явных барьеров: 1) дискомфорт физической среды, в условиях которой происходит общение; 2) инерция включенности (озабоченность слушателя иными проблемами); 3) языковой барьер (существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта); 4) антипатия к чужим мыслям (амбициозность); 5) профессиональное неприятие (некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта); 6) неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: 1) фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и др.); 2) семантический (различие в системах значений слов); 3) стилистический (несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения или его психологического состояния); 4) логический (сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений).

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

- акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и др. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шёпотом;

- отвлекающая окружающая, обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, портреты – все то, что способно отвлечь внимание собеседников;

- температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;

- погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т. д.

Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется термин «шумы», введенный в научный оборот авторами математической теории связи (коммуникации). Это понятие ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.

Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и др.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения (например, попытка передать по телефону сообщение, адекватное восприятие которого требует использования аудиовизуальных средств и др.).

На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы окончательно решены. В действительности новые технологии обеспечивают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, передают большую информацию. Однако качество осуществляемой с их помощью коммуникации по-прежнему определяется самими людьми.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как известно, главной причиной возникновения коммуникативных барьеров является сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений, например, артикуляции, или отклонений, связанных с голосовым аппаратом, с глухотой, полной или частичной потерей зрения, потерей чувствительности кожи и т. д.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.

К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т. п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Психологические барьеры выполняют две основные функции:

- функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора (передающий информацию) и реципиента (принимающий информацию);

- функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. В основе коммуникативных барьеров лежат социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т. д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, профессиям), их взаимопонимание может быть несколько осложнено.

Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется в данной социальной среде со своей культурой, собственными знаковыми системами, стереотипом мышления и стандартами поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться «на разных языках», т. е. они могут говорить на одном и том же языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов (например, богатый лексикон у одних и ограниченный у других).

Поэтому в процессе речевой коммуникации 1) не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; 2) важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого факта заключаются причины большинства коммуникативных неудач; 3) следует использовать как можно больше различных средств передачи информации 4) следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией адресата.

Нравственные установки участников коммуникации. Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию участников, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно важных задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.

Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.

Учёные указывают на то, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике, жестах, интонации, будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему и наше отношение.

В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала, способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции.

Таким образом, нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение понятия «речевое общение».

  2. Назовите основные единицы речевого общения.

  3. Приведите алгоритм общения между коммуникантами.

  4. Перечислите элементы речевой ситуации.

  5. Дайте определение понятия «речевое взаимодействие».

  6. На каких принципах строится речевое взаимодействие?

  7. Что является результатом речевой деятельности?

  8. Что является результатом речевого поведения?

  9. Какие два компонента составляют речевое событие?

  10. Что понимают под дискурсом?

  11. Назовите четыре вида речевой деятельности. Дайте определение каждого из них.

  12. Что понимают под моделью речевой коммуникации?

  13. Назовите компоненты модели речевой коммуникации.

  14. Назовите основные коммуникативные барьеры.

  15. Назовите нравственные установки участников коммуникации, необходимые для налаживания конструктивного диалога.