logo
Теоретическая часть

2.4 Логико-композиционное построение речи

Первый этап разработки содержания речи – создание концепции с последующим ее идейно-тематическим раскрытием (выбор материала, отбор фактов, цифр, примеров, подыскивание иллюстраций и т. п.). Когда это сделано, автор сталкивается с другой важнейшей проблемой: как использовать имеющиеся материалы, как их расположить? Во всякой речи содержится определенная информация, иногда – обширная, и говорить выступающий будет достаточно длительное время – от 7-10 минут до полутора часов. Смогут ли слушатели воспринять, усвоить изливающийся на них информационным поток? Да – показывает опыт, но только в том случае, если материал упорядочен, организован композиционно.

Отсюда второй этап в разработке содержания – композиционное развертывание темы, определение того каркаса, на котором держится вся речь. Работа над композицией начинается с определения структуры речи. Термин структура в его наиболее общем значении раскрывается как «устройство, организация, взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение». Следовательно, прежде всего необходимо выделить основные части содержания, из которых составляется речь (текст) в целом, определить, сколько таких частей будет во всем речевом произведении и какова будет их последовательность, их взаимное расположение.

Последовательность определяется многими слагаемыми: спецификой темы и логикой предмета речи, коммуникативными задачами оратора, составом аудитории и др. Количество «смысловых кусков» речи обусловлено и действием чисто психологического фактора – ограниченным объемом оперативной памяти слушателей. Этот объем выражается известной формулой: 7 ± 2. В связи с этим целесообразно рассматривать в одном выступлении не более пяти основных проблем, группируя вокруг них детали, частности, аргументы, примеры и т. д. Иначе внимание слушателей рассредоточится, многое ускользнет от понимания, не запомнится.

Внутреннюю логическую структуру речи отражает план – схема содержания речи, основное требование к нему – логичность: в плане намечается развитие темы, продумывается логика перехода от одного вопроса к другому. Таким образом, план показывает, что из чего вытекает. Однако логическая связь частей в нем как бы «выведена за скобки», не раскрыта (но намечается, подразумевается). Отсюда господствующая в плане форма – номинативная (преобладает называние, реализуемое в словах и словосочетаниях, а не в предложениях). По ходу подготовки план неоднократно уточняется, корректируется; желательно перед выступлением оформить его как план-конспект, план-тезисы – по ним обычно и проходит публичное выступление.

Работа по организации (структурированию) речи наряду с разработкой плана предполагает и ее композиционное оформление. Композиция выступления – это его реально-речевая, внешняя структура; композиция определяет, что за чем и как излагается. В композиции объединяются содержательные (что и зачем излагается) и формальные элементы текста (в какой последовательности излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по следующим параметрам: по их логическому содержанию, их цели, их стилистическим особенностям, сочетанию в них рационального и эмоционального, способам изложения в них.

При выявлении главнейших частей речи опираются прежде всего на содержательно-тематическое её членение и соответствующие каждой части целевые установки.

Общепринятым считается трехчастное деление: оно лучше всего создает впечатление целостности изложения всех нехудожественных речевых построений. Последовательно рассматривают три основные части: вступление, главную часть и заключение.

Вступление в содержательном плане предназначено для введения в тему, ознакомления слушателей с предметом речи и постановки вопроса. Оратор указывает тот материал и проблематику, которые он намерен осветить, определяет аспект рассмотрения проблемы. В лекциях, особенно учебных, актуален и структурный план введения; он состоит в наметке линий развития темы. В психологическом плане вступление рассчитано на подготовку аудитории к восприятию речи; здесь целевые установки ориентированы на то, чтобы вызвать интерес, овладеть вниманием слушателей, установить с ними контакт (взаимопонимание и доверие).

Во вступлении могут присутствовать зачин, завязка речи и дополнительные моменты, усиливающие, подчеркивающие завязку. Все эти понятия – собственно композиционные, коммуникативно направленные. Так, например, зачин – методически оправданный ораторский прием, суть которого состоит в привлечении внимания, в налаживании контакта со слушателями. Зачином могут быть несколько занимательных фраз, апелляция к интересам аудитории, к известным и актуальным для всех событиям, к речи предыдущего оратора, юмористическое замечание или шутка, парадокс и т. п. Палитра приемов весьма широка, но в основе их всех – эффект неожиданности. М.В. Ломоносов, в «Кратком руководстве к красноречию» в числе пяти важнейших «средствий» для овладения красноречием называвший «подражание авторов» как образец яркого зачина приводит начало речи Цицерона против Катилины. В этом зачине – никаких общих слов, речь начинается так: «Доколе будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?». Таким интригующим началом автор сразу завоевывает внимание публики.

Однако ошибочно думать, что выступление можно начинать с любой шутки, анекдота или веселой истории. Непременное условие – зачин должен быть, как и все в речи, органически связан с существом рассматриваемого вопроса. И уж ни в коем случае нельзя начинать выступление с оговорок, извинений или замечании типа: «Я не готовился специально, но хочу рассказать...», «Не знаю, поймете ли вы, тему: она очень сложная».

Главная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении: здесь непосредственно и с разных сторон раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные проблемы.

Для построения главной части в содержательном отношении важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактов, цифр и др. В психологическом плане важно обеспечить устойчивый интерес, внимание, нарастание напряжения в изложении. В главной части наиболее полно реализуется один из способов изложения: логический или исторический, концептуальный или эмоциональный, т. е. выявляется тот или иной композиционный тип.

В главной части оратор излагает суть дела, рисует сложившуюся ситуацию, вводит основной материал. В отношении этого материала выносится суждение или оценка, анализируются чужие суждения и оценки, предлагается авторская оценка (суждение) – вырабатывается позиция, говорящий приходит к формулированию своей позиции. Отсюда основные элементы данной части – изложение (констатация), опровержение, доказательство. Актуальны здесь и такие понятия, как тезис, аргумент, демонстрация.

Самое важное из них – тезис как основное положение, доказываемое в процессе речи. О чем бы ни говорил в продолжение выступления оратор, он должен иметь в виду тезис, его оправдание или опровержение.

Аргумент – довод, положение, приводимое для обоснования тезиса. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса, не должна вызывать сомнений. В качестве аргументов можно использовать аксиомы, достоверные факты, доказанные научные положения.

Демонстрация – способ доказательства, форма связи, соотнесенности аргументов и тезиса. По способу ведения различают прямое и косвенное доказательство, по форме – индуктивное и дедуктивное.

Содержательный и психологический планы построения главной части определяют следующие основные требования к ней:

- четко и как можно раньше сформулировать тезис;

- приводить аргументы и факты, относящиеся непосредственно к доказываемому тезису;

- при выборе доводов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве, неоспоримости;

- не подменять аргументы своим мнением, а, напротив, свое мнение подкреплять убедительными доводами;

- располагать аргументы в соответствии с «гомеровым порядком», то есть расположение доводов не должно быть «нисходящим»; рекомендуется самые сильные доводы сосредоточить в начале и конце рассуждения, более слабые – в середине;

- при выборе способа изложения (индуктивный, дедуктивный, линейный и др.) учитывать не только особенности темы, но и специфику аудитории;

- помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем и поэтому нужны доказательства.

Заключение подводит итог: суммируется сказанное, четко формулируются выводы; нередко намечаются новые задачи и проблемы или аспекты изучения темы. И почти всегда – в явном или скрытом виде – в заключении содержится призыв к определенным действиям, вытекающий из сказанного. Главная целевая установка заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от нее, придать новый эмоциональный заряд сказанному.

В этом отношении особенно значим такой композиционный прием в рамках заключения, придающий выступлению завершенность, как концовка. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Л. Сопер в качестве концовки рекомендует иллюстрацию, обязывающее или впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегории, небольшой анекдот, притчу и т. п.

Все три указанные части в хорошей речи восходят к главной мысли – тезису, подтверждают ее, разнообразно соотносятся с ней и между собой. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, членение речи должно быть четким и легкообозримым.

Вступление, главная часть и заключение – это элементы плана, но в то же время они являются и элементами композиции. Могут меняться местами и заменяться многие фрагменты, «куски» текста (речи), могут изменяться вступление, главная часть и заключение, но исчезнуть из плана – из логической структуры речи – и из композиции они не могут.

Приемы изложения. Раскрытие темы, развитие тезиса, относящихся к ним понятий может осуществляться разными способами. Их оратор должен избирать, сообразуясь с предметом и темой речи, составом слушателей, временем, которым он располагает, и др.

Выделяются следующие способы изложения: 1) логическое (системно-логическое) и историческое (ретроспективное). Логический способ предполагает анализ сути явлений; например, в рассказе о художнике освещается его творческий метод, специфика этого метода, его творения рассматриваются как идейно-художественная система. Историческое изложение материала состоит в объяснении того, что есть анализируемый предмет, чем он был, как изменялся, какое место занимал и занимает в ряду других явлений; «исторический» рассказ о том же художнике будет содержать хронологически организованные факты его жизни, историю творческого пути. Причем в обоих случаях дается один и тот же материал.

В зависимости от характера изложения исторический способ подразделяется на три типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейное изложение ориентировано на естественную последовательность фактов, событий, на прямые отношения между тезисом и его иллюстрациями. Параллельная композиция отражает дополнительные отношения сопоставляемых фактов, а многомерная характеризуется большим числом таких связей и отношений.

Логическое изложение также представлено тремя композиционными типами: дедуктивным, индуктивным и традуктивным. Индуктивное построение начинается с отдельных, конкретных примеров, из которых оратор выводит обобщения. Дедуктивный способ, напротив, основан на движении мысли-речи от общих положений к подтверждению их конкретным материалом – примерами, фактами, цифрами. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями. Так, лекции Д.И. Менделеева часто оживлялись отступлениями в область физики, астрономии, биологии, агрономии и других наук.

Рассмотренные композиционные типы логического и исторического изложения в речи хорошего оратора подвергаются, как правило, усложнению. Усложняя композицию, говорящий стремится тем самым придать ей убедительность, интерес в глазах слушателей.

Среди усложненных логических способов изложения также можно отметить три типа: проблемный, ступенчатым и концентрический.

Проблемное изложение организуется так, чтобы тезис формулировался как вопрос, парадокс или альтернативное высказывание. Преимущество этого типа изложения в том, что слушатели получают не готовые выводы и иллюстрации к ним, они становятся соучастниками речемыслительного процесса, перед их мысленным взором в непосредственном контакте с оратором устанавливается соотнесенность понятий, аспектов и обобщений, факты приобретают характер аргументов.

Ступенчатая композиция – это последовательный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. Достигается она путем строго логического, последовательного развертывания взаимосвязанных элементов содержания.

Концентрическое развертывание речи – оратор после первоначального, поверхностного, общего рассмотрения вопроса переходит к его повторному анализу, более конкретному и глубокому. Такое изложение отличается повторением важнейших положений, экспрессивным подчеркиванием.

Композиционные умения оратора включают в себя и умения пользоваться «формами изложения», или, по определению В.В. Виноградова, композиционно-речевыми формами. Наиболее актуальными для оратора являются следующие композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, размышление.

Повествование – сообщение о событиях, фактах, положении дел в какой-либо области без детального комментария; повествование характеризует развитие действия или состояния. Его признаки – действенность, динамизм.

Описание – подробный рассказ о чем-либо; оно отмечает признаки предметов и явлений, их действий и состояний и потому преимущественно статично. Описание может включать и второстепенные, но интересные подробности.

Рассуждение – обобщенное представление авторской точки зрения, состоящее в логически упорядоченном изложении суждений, цель его – в глубоком исследовании того или иного вопроса.

Размышление – композиционно-речевая форма изложения, организующая движение мысли в ее противоречиях, сомнениях, раздумьях; оратор в этом случае как бы предлагает слушателям пройти вместе с ним извилистый путь, ведущий к истине.

В выступлении полезно чередовать все вышеперечисленные формы изложения: это обогащает и делает более выразительной речь, подчеркивает индивидуальность ораторского стиля.

Целесообразное, продуманное использование определенной структуры, композиции, тех или иных ее способов и форм уже можно считать композиционным средством активизации внимания и интереса со стороны аудитории. Перечислим некоторые наиболее актуальные в этом отношении:

- яркий зачин, интригующее начало,

- прерывистое развитие тезиса,

- контрастное сопоставление фактов, доводов,

- экспрессивная концовка,

- вопросно-ответный ход рассуждения.

Последний прием, на наш взгляд, особенно важен в ораторском искусстве: ораторское искусство – это взаимодействие оратора и аудитории, акт общения. Речь оратора как акт общения разворачивается сразу в двух плоскостях, диалогической и монологической, а специфика общения, его психологический механизм лежит в их взаимодействии.

Выстраивая и соотнося различные приемы, формы и способы композиции, всегда следует помнить, что в центре ее – тезис, с которым связаны начало и конец, все факты, аргументы и другие слагаемые главной части. Это необходимое соблюдение важнейшего правила единства речи – одного из основных законов риторики.

Таким образом, успех речи во многом определяется на этапе ее композиционного развертывания, в реализации композиционного закона риторики, который гласит: оратор, обдумывая материал и способы его подачи, должен составить план, «сюжет», схему организации речи, которые отражали бы не только содержание выступления, но и его структуру, композицию. Итак, основными требованиями к сюжетно-композиционной организации материала являются:

- ясность членения и четкость структурного соотношения компонентов речи;

- соблюдение масштабов и пропорции в соотношении теоретических положений и конкретных фактов, главного и второстепенного;

- выделение сюжетного узла, продумывание сюжетных сцеплений;

- цельность, структурная завершенность в содержательном плане,

- наличие связанных между собой вступления и заключения, а также аргументов в главной части, организованных по «правилу рамки».

Суть правила, постулированного ученым ХΙХв. Эббингаузом, – в особом психологическом законе работы нашей памяти: начало и конец любого информационного ряда, из каких бы элементов он ни состоял, сохраняются в сознании человека лучше, чем середина. Поэтому, располагая наиболее сильные доводы в начале и конце, мы обеспечиваем их наилучшее запоминание, а наша речь выигрывает в убедительности. Точно так же излагая во вступлении цели, основные аспекты темы, а в заключении – итоги и выводы, мы способствуем запоминанию главного в речи.

Вопросы для контроля

  1. Назовите основные этапы разработки содержания.

  2. Какова основная функция плана?

  3. Что понимают под композицией речи в ораторском искусстве? Какова основная функция композиции речи?

  4. Какие виды вспомогательных материалов используются при подготовке публичной речи?

  5. Каков алгоритм подготовки к публичному выступлению?

  6. Назовите основные этапы разработки публичной речи.

  7. Назовите основную функцию каждой из частей плана.

  8. Дайте определения понятий «тезис», «аргумент», «демонстрация». Как они соотносятся при построении речи.

  9. Какие виды аргументов используются в ораторской речи?

  10. Как называются основные приемы убеждения?

  11. Какие композиционные типы изложения текста вам известны? В чем их особенности?

  12. Какие композиционно-речевые формы текстов вы знаете? В чем их особенности?

  13. Какие требования предъявляются к сюжетно-композиционной организации материала?

  14. Назовите основные методы преподнесения материала в ораторской речи.