Образец ответа на вопросы билета №1
1. Теоретический вопрос: Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры.
Для современного русского литературного языка характерно наличие обязательных норм: фонетико-интонационных, лексико-фразеологических, грамматических, стилистических.
Норма – это совокупность определенных средств и правил. В пределах литературной нормы существуют варианты (книжные, разговорные), одни из которых являются предпочтительными. За пределами литературной нормы находятся профессиональные, просторечные и устаревшие варианты.
Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
Признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость, общеупотребительность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Языковые нормы – явление историческое, они меняются. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.
Источники изменения нормы литературного языка различны: разговорная речь, местные говоры, просторечия, профессиональные жаргоны, другие языки.
Варианты норм отражаются в словарях современного русского языка, так, например, существуют как равноправные и фиксируются в словаре акцентные варианты таких слов, как нормировать и нормировать, мышление и мышление.
Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творог и творог, договор и договор (просторечный и книжный).
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.
К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языковых средств массовой информации, научные исследования ученых-языковедов.
Нормы литературного языка способствуют сохранению языковой традиции, защищают литературный язык от потока диалектической речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечий. Это позволяет литературному языку оставаться целостным, общеупотребительным, выполнять свою основную функцию – культурную.
Существует 8 разновидностей норм:
Орфоэпические нормы.
Нормы ударения.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Лексические нормы.
Интонационные нормы.
Словообразовательные нормы.
Пунктуационные нормы.
- Содержание
- Введение
- Учебный план
- 4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»
- 7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»
- 8.1 Основная литература:
- 8.2 Дополнительная литература:
- 8.3 Учебные пособия кафедры
- 8.4 Интернет-ресурсы
- Вопросы по разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Приложение г
- Пример зачетного билета по дисциплине «Речевая коммуникация»
- Теоретическая часть Модуль ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации
- 1.1 Понятие речевой коммуникации
- 1.2 Основные единицы речевого общения
- 1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации.
- 1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка
- 1.4.1 Научный стиль речи
- 1.4.2 Официально-деловой стиль речи
- 1.4.3 Публицистический стиль речи
- 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования
- 1.4.5 Художественный стиль речи
- 1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- 1.5.1 Орфоэпические нормы
- 1.5.2 Грамматические нормы
- 1.5.3 Синтаксические нормы
- 1.5.4 Пунктуационные нормы
- 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности
- 2.1. Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации
- 2.2 Этика речевой коммуникации
- 2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации
- 2.4 Логико-композиционное построение речи
- 2.5 Техника речи
- 2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности
- Методические указания для студентов
- Вариант билета для зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- Образец выполнения контрольной работы
- Образец выполнения варианта тестовых заданий
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Контрольные вопросы разделу 1 «Речевая коммуникация как процесс»
- По разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Литература