1.4.3 Публицистический стиль речи
Публицистический стиль – функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу общественных отношений. Одной из наиболее популярных разновидностей этого стиля является язык газеты и общественно-политических журналов, а также язык радио и телевидения. Словари русского языка под словом «публицистика» понимают общественно-политическую литературу на современные актуальные темы.
Публицистическому стилю присущи две основные функции, слитые в единстве – информативная и воздействующая. Первая из этих функций заключается в стремлении автора в кратчайший срок сообщить о свежих новостях в области науки, техники, экономики, а также о забытых или переосмысленных фактах истории. В последнем проявляется третья функция публицистики – популяризаторская или просветительская. Другие функции публицистики выражаются в воспитательной, организаторской, аналитико-критической, гедонистической (развлекательной) природе жанров публицистического стиля.
Публицистический стиль наиболее полно и широко, во всём разнообразии его жанров представлен на газетных полосах. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» рассматриваются как тождественные. К газетному подстилю относятся такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, информация, фельетон, памфлет, международный обзор, спортивное обозрение, интервью, морально-этическая статья, очерк и др., но отнюдь не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты. К примеру, сюда можно отнести такой публицистический жанр, как реклама, которая в основном представлена слоганом.
Понятие «слоган» восходит к галльскому языку и означает «боевой клич». Сегодня под слоганом мы понимаем ключевую фразу, определяющую либо конкретную организацию, либо рекламную акцию, проводимую ею. Слоганы составляются при помощи выразительных средств языка и таких приёмов, как использование разных алфавитов, рифмовка, преднамеренное нарушение орфографии в целях рекламы товара, трансформации известных крылатых выражений, пословиц, поговорок и фразеологических оборотов.
Функциональное своеобразие газетно-публицистического подстиля диктует и его собственно лингвистические признаки, важнейшим из которых является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных в данном стиле средств языка. Использование выразительных средств связано с агитационно-пропагандистской функцией газетного стиля, его ориентированностью на многоликого адресата, с безмерной широтой тематики, периодичностью и однодневностью газеты.
Стандартными в газетном подстиле считаются языковые средства, которые получили название «публичные штампы». Таковы устойчивые словосочетания (добрая традиция, гражданское согласие, политический плюрализм, нажить капитал) и газетные клише, обладающие экспрессивностью (уйти в песок, кусать локти, хлопать глазами). Стремление к стандартизации отражает информационную функцию газеты, ибо языковые стандарты помогают автору оперативно и доступно «перевести» информацию на газетный язык, а читателю – быстро воспринимать её.
Соотношение стандартных и выразительных средств динамично и подвижно. Но выразительные средства при неоднократном повторении теряют свою остроту и переходят в разряд штампов – в ходячие, избитые выражения. Многие из таких газетизмов приобретают новые, более широкие значения (ср. значения таких слов, как рубеж, служба, география, эскалация).
В целом газетная лексика неоднородна: 1) в ней большое количество книжных слов (наряду с терминами из экономической, юридической, медицинской и других сфер); 2) используется специальная газетно-профессиональная лексика (информация, брифинг, саммит, импичмент); 3) преобладают иноязычные заимствования и интернационализмы (экстремизм, геноцид, консенсус, дискриминация, валюта); 4) также допускается разговорная и даже просторечная лексика (шумиха, грызня, отщепенец, молодчик, оголтелый).
Газета культивирует и свою фразеологию, устойчивые обороты с оттенком официальности (оплот тоталитаризма, утечка мозгов, отмывание денег). Общеязыковые фразеологизмы на газетных страницах наполняются новым значением с негативной или положительной оценкой (загребать жар чужими руками; петь с чужого голоса; лить воду на чью-то мельницу; работать с огоньком; трудиться не покладая рук).
В области словообразования в лексике публицистического стиля отмечается активность суффиксов иноязычного происхождения: -ия, -ция, -ация, -изация, -изм (энергия, индустрия, декларация, инвестиция, радикализация, глобализация, плюрализм, популизм). Чисто газетными являются образования оценочных существительных с суффиксом -щина (дедовщина, штурмовщина, групповщина, Брянщина, Рязанщина) и глаголов с суффиксом -нич- (деликатничать, хозяйничать, благодушничать). Также для газетного стиля характерны префиксально-суффиксальные наречные образования и сложные прилагательные (по-хозяйски, по-государственному, по-деловому; административно-командный, военно-стратегический, либерально-демократический).
Из морфологических особенностей газетной речи следует отметить значение настоящего времени глагола. Его принято называть настоящим репортажа, своеобразие которого заключается в выражении отрезка времени «вокруг момента речи». Такое настоящее время передаёт действие как совершающимся «на глазах» у автора и определяет не само действие, а его признак, качество (Над полигоном клубится низкий предрассветный туман). Газетное настоящее время выражает значение прошедшего или ближайшего будущего времени (Открывается концертный сезон. Защитник забивает решающий гол).
Категория собирательности имён существительных выполняет экспрессивную функцию газетного стиля (Для художников зритель всегда друг). А экспрессия высшей оценки выражается формами суперлятива в элятивном значении (самые решительные меры, жесточайший кризис, острейшие схватки). Оценочную функцию выполняют также прилагательные-колоративы, они обозначают не цвет, а определённые отношения, позиции автора или печатного органа (белый, желтый, зелёные, красный). Оценочное значение передают также субстантивированные числительные (В спортивном строю миллионы).
К синтаксическим особенностям газетной речи относятся предложения, распространённые парными, повторяющимися однородными членами, в основном с усилительными местоимениями и градацией. В газетных текстах преобладают обособленные обороты и тенденция к расчленению главных членов предложения (Нынешний период – особенный). К синтаксическим средствам выражения информационной функции публицистического стиля относятся пассивные конструкции (строится, открыта, выращен); обобщённо-личные глаголы (сообщают, информируют, передают); сложные отымённые предлоги и союзы, а также сложные синтаксические конструкции с союзной связью.
Из собственно стилистических признаков публицистического стиля следует отметить употребление автором средств речевой выразительности, с тем чтобы броско и экспрессивно выразить мысль, а также дать хлёсткие и меткие оценки. Этим целям служат метафоры, метонимии, олицетворения, антитезы (Грохот орудий расколол тишину. Забушевала палата лордов. Новости спешат). Терминологическая лексика в публицистическом стиле также употребляется метафорически (атмосфера переговоров; ритм времени; диалог культур; фронт работ; климат в коллективе). Высокая книжная лексика получает газетную специализацию (дерзание, чаяния, миссия, ратный, зиждется и др.).
Постоянными эпитетами публицистического стиля являются: первоочередной, судьбоносный, застойный, тоталитарный, центристский, перестроечный, гигантский и т. п. Прежде всего, средства речевой выразительности характерны для устных жанров публицистического стиля – для устной публичной речи.
Публичная речь – особая форма речевой деятельности, адресованная аудитории, или ораторская речь. С социально-психологической точки зрения ораторская речь представляет собой сложный процесс, характеризующийся рядом особенностей: 1) это монолог, нацеленный на информирование или воздействие на слушателя; 2) наличие обратной связи, что указывает на переход монолога в диалог; 3) исключительно устная форма общения; 4) использование вербальных и невербальных средств общения.
В полном объёме характеристика публичной речи представлена в разделе «Совершенствование навыков устной речи», в которой даётся анализ вербальных и невербальных средств общения на материале общественно-политической и социально-культурной лексики.
- Содержание
- Введение
- Учебный план
- 4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»
- 7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»
- 8.1 Основная литература:
- 8.2 Дополнительная литература:
- 8.3 Учебные пособия кафедры
- 8.4 Интернет-ресурсы
- Вопросы по разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Приложение г
- Пример зачетного билета по дисциплине «Речевая коммуникация»
- Теоретическая часть Модуль ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации
- 1.1 Понятие речевой коммуникации
- 1.2 Основные единицы речевого общения
- 1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации.
- 1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка
- 1.4.1 Научный стиль речи
- 1.4.2 Официально-деловой стиль речи
- 1.4.3 Публицистический стиль речи
- 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования
- 1.4.5 Художественный стиль речи
- 1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- 1.5.1 Орфоэпические нормы
- 1.5.2 Грамматические нормы
- 1.5.3 Синтаксические нормы
- 1.5.4 Пунктуационные нормы
- 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности
- 2.1. Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации
- 2.2 Этика речевой коммуникации
- 2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации
- 2.4 Логико-композиционное построение речи
- 2.5 Техника речи
- 2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности
- Методические указания для студентов
- Вариант билета для зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- Образец выполнения контрольной работы
- Образец выполнения варианта тестовых заданий
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Контрольные вопросы разделу 1 «Речевая коммуникация как процесс»
- По разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Литература