2.5 Техника речи
Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом—дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.
Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы. Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза – человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.
Интонация выполняет в речи многие важные функции.
1. Коммуникативная функция – основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр.
2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. – Очень огорчили_её_/слова отца.
3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова.
4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы – в предложение, а предложения – в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика.
5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы.
6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже – смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может – в зависимости от тембра и мелодики – выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п.
7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.).
8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения.
В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п.
Интонационная выразительность нашей речи складывается из:
а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;
б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;
в) выразительности эмоциональной;
г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.
В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.
Голос. Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? – громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».
Звучный, гибкий, красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох – выдох – пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.
Дыхание – основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) – в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:
Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.
Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.
Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово – полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.
Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.
Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» – диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки – межреберные мышцы.
В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний. Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – экономным и плавным.
Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность.
Звонкость (металличность) – это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь.
Собранность звука – это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.
Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность – это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным.
Тембр (фр.timbre – «колокольчик», «метка», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание. Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой – это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев. По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках – указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога – преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой.
Устойчивость голоса–это его способность звучать ровно, не колебаться, не «качаться».
Подвижность, гибкость голоса – свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.
Динамический диапазон голоса – высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях – две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.
Выносливость голоса, малая утомляемость – высокая работоспособность, стойкость голоса.
Адаптивность – способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).
Суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.
Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждую букву». С полным правом эти высказывания можно отнести и к оратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.
Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п.
Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др.
Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э–Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль.
Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения – замедления.
Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.
Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи.
Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл. Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена.
Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая – подчеркивает значение содержания.
Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая – пассивна, формальна; вторая – всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству.
Ударение – главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Психологи заметили, что устная речь содержит до 70% избыточной информации. И оратор должен в максимальной степени облегчить слушателям процесс выделении тех слов, отрезков сообщения, в которых заключена его смысловая основа, иначе возможность правильного понимания резко снижается. А главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли – это ударение.
Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Каждый раз оттеняется лишь одно слово в соответствии со смыслом предложения.
Мелодика. Для интонирования речи смысловые ударения принципиально значимы. Часто они носят не только смысловой характер, но и эмоциональный: именно ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, а значит, и сосредоточием эмоций.
Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую.
Орфоэпия (греч. orthos) – «прямой, правильный») буквально значит «правильное произношение». Правильно произнести слова русского языка в соответствии с орфоэпическими нормами помогут словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Аванесова Р.К. и Ожегова С.И., «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Словарь трудностей русского языка» и другие справочные пособия.
Овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Слова – не струны, а скорее ноты. Их не заставишь звучать на свой лад. Но в высказывании их можно эвфонически (благозвучно) организовать: переставить местами, заменить более благозвучными, скрепить мелодичными связками. При этом важно сохранить и смысл, и стиль фразы. И конечно, оратору всегда надо помнить, что благозвучие и четкость речи не самоцель, а только средство эффективного воздействия на слушателей.
Вопросы для контроля
Чем характеризуется публичная речь?
Каковы требования к современным ораторам?
Назовите основные характеристики аудитории.
Что считается важнейшим условием эффективной ораторской речи?
Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?
Что относится к коммуникативным качествам речи?
Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?
На чем основаны точность и информативность речи?
Что понимают под чистотой речи?
Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?
Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.
Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?
Какова роль голоса в речевом общении?
Назовите основные характеристики речевого голоса.
Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?
Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи?
Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?
Какова роль пауз в речевом общении?
Какие виды пауз различают? В чем их различие?
- Содержание
- Введение
- Учебный план
- 4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»
- 5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»
- 7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»
- 8.1 Основная литература:
- 8.2 Дополнительная литература:
- 8.3 Учебные пособия кафедры
- 8.4 Интернет-ресурсы
- Вопросы по разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Приложение г
- Пример зачетного билета по дисциплине «Речевая коммуникация»
- Теоретическая часть Модуль ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации
- 1.1 Понятие речевой коммуникации
- 1.2 Основные единицы речевого общения
- 1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации.
- 1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка
- 1.4.1 Научный стиль речи
- 1.4.2 Официально-деловой стиль речи
- 1.4.3 Публицистический стиль речи
- 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования
- 1.4.5 Художественный стиль речи
- 1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- 1.5.1 Орфоэпические нормы
- 1.5.2 Грамматические нормы
- 1.5.3 Синтаксические нормы
- 1.5.4 Пунктуационные нормы
- 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности
- 2.1. Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации
- 2.2 Этика речевой коммуникации
- 2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации
- 2.4 Логико-композиционное построение речи
- 2.5 Техника речи
- 2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности
- Методические указания для студентов
- Вариант билета для зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- Образец выполнения контрольной работы
- Образец выполнения варианта тестовых заданий
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Контрольные вопросы разделу 1 «Речевая коммуникация как процесс»
- По разделу 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности»
- Литература