Склонение имен существительных
В немецком языке в единственном числе различают 3 основных типа склонения имен существительных в ед. числе: сильное, слабое и женское.
I. По сильному склонению склоняются большинство существительных мужского рода и все существительные среднего рода, кроме существительного das Herz – сердце. Основным признаком сидьного склонения является окончание –s или –es в генитиве, в других падежах окончание отсутствует.
Например:
-
N.
der Tisch, das Fenster
G.
des Tisches, des Fensters
D.
dem Tisch, dem Fenster
A.
den Tisch, das Fenster
II. По слабому склонению склоняются существительные мужского рода:
Одушествленные существительные, оканчивающиеся на –е: der Junge (юноша), der Knabe (мальчик), der Affe (обезьяна), der Kollege (коллега), der Bote (посыльный), der Neffe (племянник), der Kunde (клиент).
Группа существительных, имевших раньше –е, но потом утративших его. Эти существительные нужно запоминать: der Mensch (человек), der Herr (господин), der Hirt (пастух), der Bär (медведь), der Held (герой), der Zar (царь), der Bauer (крестьянин), der Prinz (принц), der Nachbar (сосед) и другие.
Существительные мужского рода, чаще всего заимствованные из других языков, с суффиксами –and, -ant, -ast, - at, -ent, - et, -ist, -loge, -ot, -oph, -nom.
Например: der Doktorand, der Aspirant, der Fantast, der Akrobat, der Student, der Athlet, der Poet, der Alpinist, der Biologe, der Astronom, der Philosoph, der Pilot, der Planet.
Основным признаком слабого склонения является окончание –n или –en в косвенных падежах (род., дат., винит.) в единственном числе.
Например:
N. | der Knabe | der Held | der Student |
G. | des Knaben | des Helden | des Studenten |
D. | dem Knaben | dem Helden | dem Studenten |
A. | den Knaben | den Helden | den Studenten |
III. По женскому склонению склоняются существительные женского рода. Особенность этого склонения – отсутствие окончания во всех падежах в единственном числе.
Например:
N. | die Tür | die Frau | die Задание |
G. | der Tür | der Frau | der Задание |
D. | der Tür | der Frau | der Задание |
A. | die Tür | die Frau | die Задание |
По-особому склоняются существительные der Name (имя), der Gedanke (мысль), der Glaube (вера), der Same (семя), der Wille (воля), der Schade (ущерб), der Buchstabe. Эти существительные в генитиве получают окончание –(e)ns, в дативе и аккузативе –n.
Например:
N. | der Name | der Schade |
G. | des Namens | des Schadens |
D. | dem Namen | dem Schaden |
A. | den Namen | den Schaden |
Существительное das Herz не получает в винительном падеже окончания –en.
N. | das Herz |
G. | des Herzens |
D. | dem Herzen |
A. | das Herz |
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: