Упражнения
Задание 1. Образуйте Partizip I из данных глаголов:
fragen, stehen, blicken, finden, auftreten, ankommen, warten, vorbeigehen, untergehen, baden.
Задание 2. Укажите, какую функцию выполняет Partizip I в предложениях. Переведите предложения:
Schweigend legte der Lehrer die Hefte auf den Tisch. Der schweigende Student stand an der Tafel. Die im Korridor stehenden Mädchen sind im dritten Studienjahr. Das tanzende Paar gefiel allen. Weinend erzählte sie das. Spielend hörte er die Bemerkung des Lehrers nicht. Der spielende Junge hörte ihn nicht.
Задание 3. Образуйте группы слов, содержащие частицу zu + Partizip I:
Образец: lösen – die Aufgabe
die zu lösende Aufgabe
drehen – der Film, übersetzen – der Text, besprechen – das Buch, ausstellen – das Gemälde, absenden – die Postkarte.
Задание 4. Переведите:
Die zu lösenden Aufgaben sind schwer. Das zu sendende Programm ist ein Experiment. Die auszustellenden Gemälde gehören jungen Malern. Die zu besprechenden Vorschläge werden unsere Arbeit verbessern.
Задание 5. Перестройте предложения так, чтобы получилась конструкция zu + Partizip I в роли определения:
Die Probleme, die gelöst werden sollen, sind kompliziert. Die Prüfungen, die abzulegen sind, sind schwer. Er interessiert sich für die Frage, die besprochen werden soll. Das Buch, das zu bestellen ist, ist sehr interessant. Der Artikel, der übersetzt werden muß (soll), liegt hier.
Задание 6. Переведите:
Задача, которая должна быть решена, имеет большое значение. Вопрос, который нужно обсудить сегодня, очень актуальный. Слова, которые должны быть повторены, нетрудные. Он спрашивает книгу, которую надо перевести. Она интересуется работой, которую надо выполнить.
Задание 7. Образуйте Partizip I из глаголов, стоящих в скобках, и употребите его как определение:
1. Alle warten auf den ... Zug (ankommen). 2. Ich begrüße den ... Dozenten (vorbeigehen). 3. Das dort ... Mädchen ist meine Freundin (warten). 4. Sie beobachteten die ... Sonne (untergehen). 5. Die ... Kinder lachen lüstig (spielen).
Задание 8. Образуйте Partizip II из данных глаголов:
schreiben, bauen, bedecken, ankommen, versorgen, bewohnen.
Задание 9. Составьте группы слов, содержащие Partizip II:
Образец: kaufen – die Zeitung: die gekaufte Zeitung
öffnen – das Fenster, bestellen – die Fahrkarten, erhalten – der Brief, verstehen – die Regel.
Составьте предложения с вышеназванными группами слов.
Задание 10. Выпишите из следующих предложений Partizip II глаголов и укажите его функцию в предложении:
Das aufgeführte Stück gefiel nicht allen. Das gesungene Lied war ein Volkslied. Begeistert machen wir uns an die Arbeit. Interessiert hörten die Studenten dem Vortrag zu. Die eingeladenen Gäste kamen pünktlich. Der geschriebene Artikel ist schon übersetzt.
Задание 11. Переведите:
Рассказанная история очень интересна. Он интересуется купленной картиной. Выписанные слова нужно перевести. Переведенная статья очень большая. Найденная книга лежит на столе. Выполненную работу проверяет преподаватель.
Задание 12. Постройте из следующих элементов распространенные определения:
Образец: der Laborant, das Experiment, durchführen:
Der das Experiment durchführende Laborant (Partizip I).
Das von dem Laboranten durchgeführte Experiment (Partizip II).
1. das Haus, bauen, die Arbeiter (P. I; P. II). 2. die Kontrollarbeit, schreiben, der Student (P. I; P. II), 3. das Buch, heute, im Kiosk, kaufen (P. II). 4. der Zug, am Abend, ankommen (P. I).
Задание 13. Переведите следующие группы слов. Обратите внимание на распространенное определение:
Die in der Stunde von unseren Studenten geschriebenen Aufsätze; das in unserer Stadt von den Gastmusikern gegebene Sinfoniekonzert; an der nach der Aufführung im Theater stattgefundenen Besprehung; die in diesem Monat in unserem Kulturhaus auszustellenden Gemälde; das in diesem Jahr zu errichtende Gebäude; das in diesem Hotel für drei Tage zu reservierende Zimmer; eine der von uns während unserer Reise zu besuchenden Städte.
Задание 14. Образуйте из слов в скобках обособленные причастные обороты. Поставьте их в начале предложения:
1. (in, die Hauptstadt, Minsk, ankommen) fuhren wir sofort in ein Hotel. 2. (aus dem Bus aussteigen) rief ich einen Gepäckträger. 3. (ein wenig, aus der Reise, ausruhen) machte ich mich sofort an einen Brief. 4. (die Hände, herzlich, uns, drücken) verabschiedeten die deutschen Studenten von uns.
Задание 15. В следующих предложениях подчеркните обособленные причастные обороты и переведите предложения:
Von meinen Freunden unterstützt, konnte ich die Arbeit rechtezeitig beenden. Um die Gesundheit ihres Sohnes besorgt, schickte die Mutter nach der Ärztin. Die Bemerkung des Professors noch einmal überdenkend, änderte der Diplomand Einiges in seinem Diplom. In Gedanken vertieft, kehrte ich ins Hotel zurück. Er konnte durch die Tanzmusik im Park gestört, an diesem Abend nicht mehr arbeiten.
УРОК 15
Словообразование (die Wortbildung)
В немецком языке распространены 3 способа словообразования:
субстантивация - образование имен существительных от других частей речи;
словосложение;
словопроизводство при помощи приставок и суффиксов.
Рассмотрим эти способы более подробно.
I. Субстантивация
Явление субстантивации в немецком языке очень распространено. Наиболее часто встречается субстантивация инфинитивов, прилагательных и причастий.
Инфинитив в роли существительного
Инфинитив любого глагола может выступать в роли существительного, выражающего соответствующий процесс действия или состояния. При субстантивации инфинитив приобретает грамматические формы существительного среднего рода и склоняется по сильному склонению. Как правило, инфинитив не имеет формы множественного числа.
Ряд субстантивированных инфинитивов прочно вошел в употребление: das Leben, das Essen, das Lachen, das Sprechen, das Übersetzen.
В русском языке субстантивированным инфинитивам соответствуют различные существительные, образованные при помощи суффиксов -ание-, -ение-, -ка-, -а-. Например: das Öffnen - открывание, das Schießen - стрельба, das Richten - наводка.
В словарях субстантивированные инфинитивы обычно не приводятся.
Задание: Назовите русские эквиваленты следующих существительных: das Verstehen, das Fehlen, das Warten, das Werden, das Sein.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: