5. А) Составьте предложения из данных слов:
Образец:
geben - der Dozent - das Heft
Ich gebe dem Dozenten das Heft.
Gibst du auch dem Dozenten das Heft?
Ja, ich gebe dem Dozenten das Heft.
Nein, ich gebe dem Dozenten das Heft nicht.
erklären - der Freund - der Satz
erklären - die Freundin - der Satz
zeigen - der Dozent - die Übersetzung
diktieren - der Student - die Beispiele
diktieren - die Studentin - die Wörter
б) Составьте предложения со словами из упражнения 5а) и употребите глаголы во всех формах Imperativ.
Образец:
Gib dem Dozenten das Heft!
Gebt dem Dozenten die Hefte!
Geben Sie dem Dozenten die Hefte!
Geben Wir dem Dozenten die Hefte!
Wollen Wir dem Dozenten die Hefte geben!
erklären - der Freund - der Satz
erklären - die Freundin - der Satz
zeigen - der Dozent - die Übersetzung
diktieren - der Student - die Beispiele
diktieren - die Studentin - die Wörter
Задание 2. Выучите правила образования форм множественного числа имен существительных и правила склонения существительных во множественном числе.
В немецком языке существуют четыре типа образования форм множественного числа имен существительных.
Тип 1: суффикс –е. С этим суффиксом образуют множественное число:
а) существительные мужского рода, a,o,u принимают умлаут:
-
der Arzt
die Ärzte
врачи
der Ast
die Äste
ветки
der Gast
die Gäste
гости
der Frost
die Fröste
морозы
der Sohn
die Söhne
сыновья
der Stuhl
die Stühle
стулья
В некоторых существительных корневые гласные a, o, u не принимают умлаут:
-
der Tag
die Tage
дни
der Abend
die Abende
вечера
der Dom
die Dome
соборы
der Stoff
die Stoffe
материалы
der Hund
die Hunde
собаки
der Schuh
die Schuhe
туфли
der Monat
die Monate
месяцы
der Erfolg
die Egfolge
успехи
der Brief
die Briefe
письма
der Fisch
die Fische
рыбы
der Stein
die Steine
камни
der Schritt
die Schritte
шаги
b) группа существительных среднего рода:
-
das Beil
die Beile
топоры
das Bein
die Beine
ноги
das Heft
die Hefte
тетради
das Gesetz
die Gesetze
законы
das Haar
die Haare
волосы
c) группа существительных мужского и среднего рода, оканчивающиеся на -ier:
-
der Pionier
die Pioniere
пионеры
der Offizier
die Offiziere
офицеры
das Klavier
die Klaviere
рояли
d) группа односложных существительных женского рода, корневые гласные a, o, u принимают умлаут:
-
die Nacht
die Nächte
ночи
die Bank
die Bänke
скамьи
die Faust
die Fäuste
кулаки
die Hand
die Hände
руки
die Wand
die Wände
стены
die Macht
die Mächte
власти
die Kraft
die Kräfte
силы
die Wurst
die Würste
колбасы
die Kuh
die Kühe
коровы
Тип 2: суффикс –(е)n. С этим суффиксом образуют множественное число:
a) большинство существительных женского рода, корневые гласные a, o, u не принимают умлаут:
-
die Frage
die Fragen
вопросы
die Tasche
die Taschen
сумки
die Form
die Formen
формы
die Schuld
die Schulden
долги
die Gabel
die Gabeln
вилки
die Feder
die Federn
перья
die Schwester
die Schwestern
сестры
Примечание: существительные женского рода с суффиксом –in во множественном числе принимают суффикс –nen.
-
die Schülerin
die Schülerinnen
ученицы
die Studentin
die Studentinnen
студентки
die Arbeiterin
die Arbeiterinnen
работницы
b) часть существительных мужского рода, корневая гласная не принимает умлаут:
-
der Vetter
der Vettern
двоюродные братья
der Stachel
der Stacheln
колючки
der Nerv
der Nerven
нервы
der See
der Seen
озера
der Staat
der Staaten
государства
der Strahl
der Strahlen
лучи
c) существительные мужского рода слабого склонения:
-
der Junge
der Jungen
der Mensch
der Menschen
der Student
der Studenten
d) существительные среднего рода, оканчивающиеся на –um, -ium (суффикс –um выпадает), а также некоторые другие существительные среднего рода:
-
das Datum
die Daten
даты
das Album
die Alben
альбомы
das Sanatorium
die Sanatorien
санатории
das Auge
die Augen
глаза
das Bett
die Betten
кровати
das Ende
die Enden
концы
das Hemd
die Hemden
рубашки
das Ohr
die Ohren
уши
das Insekt
die Insekten
насекомые
Тип 3: суффикс –er.
С суффиксом -er образуют множественное число:
а) большинство существительных среднего рода, корневые гласные a,o,u принимают умлаут.
-
das Buch
die Bücher
книги
das Land
die Länder
страны
das Dorf
die Dörfet
деревни
das Kraut
die Kräuter
травы, зелень
das Bild
die Bilder
картины
das Kleid
die Kleider
платья
das Feld
die Felder
поля
das Kind
die Kinder
дети
в) некоторые существительные мужского рода, гласные a, o, u принимают умлаут:
der Gott | die Götter | боги |
der Irrtum | die Irrtümer | ошибки, заблуждения |
der Mann | die Männer | мужчины |
der Rand | die Ränder | края, опушки |
der Wald | die Wälder | леса |
der Geist | die Geister | духи, призраки |
Тип 4: без суффикса. По такому способу образуют множественное число:
а) существительные мужского рода, оканчивающиеся на –er, -el, -en. Корневые гласные a, o, u принимаю умлаут.
-
der Vater
die Väter
отцы
der Apfel
die Äpfel
яблоки
der Mangel
die Mängel
недостатки
der Bruder
die Brüder
братья
der Garten
die Gärten
сады
der Deckel
die Deckel
крышки
der Keller
die Keller
подвалы
b) существительные среднего рода, оканчивающиеся на –er, -el, -en, -chen, - lein, -sel.
-
das Mittel
die Mittel
средства
das Becken
die Becken
бассейны
das Zimmer
die Zimmer
комнаты
das Häuschen
die Häuschen
домики
das Klöster
die Klöster
монастыри
das Fräulein
die Fräulein
девушки
das Röslein
die Röslein
розочки
das Rätsel
die Rätsel
загадки
das Pinsel
die Pinsel
кисточки
с) существительные среднего рода, с приставкой ge- и суффиксом –e.
-
das Gebäude
die Gebäude
здания
das Gemüse
die Gemüse
овощи
das Gemälde
die Gemälde
картины
das Gebirge
die Gebirge
горы
d) два существительных женского рода, корневая гласная u, o принимает умлаут
-
die Mutter
die Mütter
матери
die Tochter
die Töchter
дочери
Но, die Mutter - die Muttern (гайки).
Тип 5: суффикс –s.
С этим суффиксом образуют множественное число:
а) существительные мужского и среднего рода, заимствованные из английского и французкого языков:
-
das Auto
die Autos
das Kino
die Kinos
der Klub
die Klubs
der Park
die Parks
в) существительные, называющие фамилию, для обозначения всей семьи:
Herr Müller (господин Мюллер)– die Müllers (Мюллеры)
Примечание: чтобы уточнить склонение существительного, род и форму множественного числа, нужно в каждом конкретном случае заглянуть в словарь и прочитать грамматичекие пометы: род существительного, форму родительного падежа единственного числа и форму множественного числа.
Например:
Frau f -, -en | (die Frau, der Frau, die Frauen) |
Fenster n-s, - | (das Fenster, des Fensters, die Fenster) |
Sohn m-es, ö-e | (der Sohn, des Sohnes, die Söhne) |
Garten m-s ä- | (der Garten, des Gartens, die Gärten) |
Chef m-s, -s | (der Chef, des Chefs, die Chefs) |
Tisch m-es, -e | (der Tisch, des Tisches, die Tische) |
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: