Сложные существительные
Независимо от количества слов, входящих в сложное существительное, оно рассматривается как состоящее из двух составных частей: основной (Grundwort) и определяющей (Bestimmungswort). Как основное, так и определяющее слово в свою очередь могут быть сложными словами.
Основной является вторая часть. Это всегда существительное; по нему определяется род сложного существительного, оно несет главный смысл. Первая часть сложного слова - определяющая, она лишь определяет, уточняет смысл основного слова. В качестве определяющей части сложного существительного может употребляться любая часть речи.
Составные части сложного существительного могут либо примыкать друг к другу, либо соединяться при помощи соединительных элементов: -s-, -(e)n-, -er-, например: die Atomenergie, das Arbeitszimmer, der Gruppenleiter, der Kindergarten. Соединительный элемент всегда относится к первой части сложного существительного.
В сложных существительных ударение падает на определяющее слово; определяемое слово получает дополнительное ударение, например: der Jahres,plan, die Zweizimmer,wohnung.
Сложное существительное образует множественное число и склоняется так же, как второй его компонент.
Сложное слово не всегда можно найти в словаре, тогда нужно переводить его по частям. Перевод надо начинать со второго компонента, т.к. он вскрывает основное понятийное содержание. При отыскании в словаре частей сложного слова, следует опустить соединительные элементы -(e)n-, -er-, -s-, при помощи которых компоненты сложного слова могут соединяться друг с другом.
В немецком языке сложные существительные гораздо более распространены, чем в русском.
Существует несколько способов перевода сложных существительных на русский язык:
Основное (последнее) слово переводится существительным.
Определяющее слово (или слова) может переводится:
а) прилагательным: der Lehrplan - учебный план;
б) существительным в родительном падеже: die Deutschstunde - урок немецкого языка;
в) существительным с предлогом: der Deutschunterricht - занятия по немецкому языку.
Часто немецкие сложные существительные обозначают понятия, которые в русском языке передаются совершенно другими словами, например: der Lehrstuhl - кафедра, der Brennpunkt - фокус, der Jahrestag - годовщина.
В немецкой научно-технической литературе довольно часто встречаются сложные существительные, состоящие из трех или даже четырех основ. При переводе таких существительных надо сначала вычленить основную часть и определить ее значение, затем уже вычленять определяющую часть, которая в свою очередь является сложной, например: das Lebensmittelgeschäft, die Nahrungsmittelerzeugung, die Stoffwechselkrankkeit.
Возможен и описательный перевод сложных слов, например: Meldepflicht, f - обязанность являться по вызову.
Но в каждом отдельном случае при переводе термина - сложного существительного - следует учитывать, какое устоявшееся слово - сочетание или отдельное существительное - соответствует ему в русском языке, например: die Gasmaske - противогаз, der Stahlhelm - каска.
Часто один и тот же первый компонент сложного слова, выступая в качестве определения к разным существительным, переводится по-разному, например: der Dienstausweis - служебное удостоверение, удостоверение личности, Dienstanzug, m - повседневная форма одежды, der Dienstgrad - воинское звание, das Dienstalter - призывной возраст, der Diensthund - служебная собака, der Dienstpflichtige - военнообязанный, der Dienstzettel - служебная записка.
Задание: Переведите следующие существительные, объясните их словообразование: die Fahrkarte, die Prüfungskarte, die Versuchsstation, der Stadtrand, der Erfahrungsausfausch, der Tagebuch, das Frühstück, das Abendbrot, die Fachschule, das Erdöl, die Wasserleitung, die Werkhalle, der Eisenbeton, das Wörterbuch, die Eisenbahn, die Damftkraft.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: