logo search
Теоретическая часть

Введение

Дисциплина «Речевая коммуникация» введена в ФГОС-3 всех направлений и специальностей технических вузов как компонент цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Речевая коммуникация изучает основы коммуникативной деятельности и нацелена на обучение речевому общению путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

Целью освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров, магистрантов навыков и умений логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Задачи дисциплины:

- сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности;

- привить обучающимся умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации.

Освоение дисциплины «Речевая коммуникация» необходимо как основа для изучения последующих за ней дисциплин, таких как «Этика и корпоративная культура организаций», «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Риторика и основы ораторского искусства», «Глобальные проблемы современности».

В результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация» обучающимися должны быть приобретены и продемонстрированы как общекультурные, так и профессиональные компетенции, сообразующиеся с целями воспитания и обучения.

Под компетенцией, или компетентностью, в широком смысле слова в сфере профессионального образования понимают способность индивида переносить навыки и умения, т. е. умение практического и оперативного применения знаний на конкретные ситуации, а также возможность действовать адекватно в широких областях профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК) должны развивать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук на основе анализа социально значимых проблем и процессов.

Профессиональные компетенции (ПК) дают возможность индивиду участвовать в постановке целей проекта, его задач и в разработке структуры их взаимосвязей, определения приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, которая требует умения разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, отстаивать свою позицию как в устной, так и письменной формах.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

знать

- нормы, виды и средства ясной, аргументированной, литературной устной и письменной речи (ОК-2, ПК-13);

- особенности восприятия и обобщения вербальной и невербальной речевой информации (ОК-1, ПК-6);

- особенности работы с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ПК-13);

- основные положения и принципы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

уметь

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- выстраивать общение с коллегами на работе (ОК-9, ПК-6);

- работать с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ОК-1, ПК-13);

- стремиться к саморазвитию, приобретать новые знания в области гуманитарных наук (ОК-1, ОК-9);

- уважительно и бережно относиться к культурным традициям (ОК-1, ОК-9);

владеть

- навыками продуцирования аргументированной, ясной, кодифицированной устной и письменной речи, правильного оформления результатов мышления (ОК-2, ПК-13);

- культурой мышления и речи, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации (ОК-1, ПК-6);

- навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.

На изучение дисциплины «Речевая коммуникация» по учебному плану направления обучения выделены 2 зачётные единицы (72часа).

В зависимости от количества часов содержание речевой коммуникации подразделяется на два модуля как частей образовательного процесса в рамках установленных компетенций.

Формой промежуточной аттестации обучающихся является зачёт в семестре, указанном в учебном плане. Одним из важных этапов в подготовке к промежуточной аттестации является выполнение домашней контрольной работы, которая позволяет оценить:

- уровень теоретических знаний и объём приобретённых на их основе компетенций;

- сформированность навыков самостоятельной работы с литературой;

- объём практических умений синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Контрольная работа для студентов всех форм обучения включает практические задания, охватывающие весь объём содержания дисциплины. Для выполнения контрольной работы и её успешной защиты обучающимся необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, усвоить модули дисциплины, знать ответы на вопросы для итоговой аттестации, изучить рекомендованную литературу.

Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 в программе Microsoft Office Word, версия не ранее 2003 г. Задания могут выполняться в свободной последовательности с обязательным сохранением номера задания, инструкции к нему и его исходного текста. Ответ на задание даётся сразу после него шрифтовым выделением. Контрольная работа сдаётся в деканат заочного факультета за 1 месяц до начала экзаменационной сессии.

В соответствии с компетенциями, обозначенными в ФГОС-3 высшего профессионального образования, содержание дисциплины «Речевая коммуникация» представлено в двух модулях:

1 Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации:

- понятие речевой коммуникации;

- формы и типы речевой коммуникации (устная и письменная формы; типы в зависимости от условий коммуникации, от количества участников, от целей общения, от характера ситуации);

- основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие);

- универсальная модель речевой коммуникации (понятия адресанта, адресата, сообщения, кодирования и декодирования информации);

- коммуникативные барьеры и их разновидности;

- язык как основное средство речевой коммуникации (литературный язык, его состав; разговорная речь);

- функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический книжные стили и устные формы речи); стилеобразующие факторы (лексические, морфологические, синтаксические; текстовые и жанровые особенности стилей);

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения; нормативный аспект речи; понятие нормы (орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы).

2 Совершенствование навыков речевой деятельности:

- речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации (понятия стратегии и тактики, разновидности речевых тактик и их классификация, законы общения);

- этика речевой коммуникации (понятия этики и этикета, этические нормы, принципы делового этикета);

- совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации (нравственные установки участников коммуникации; виды публичной коммуникации; виды общения; средства общения; вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т. п.);

- логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение);

- техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык;

- лексические и синтаксические средства речевой выразительности.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения для негуманитарных направлений обучения включает:

  1. утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации учебный план специальности;

  2. выписку из государственного образовательного стандарта;

  3. рабочую учебную программу дисциплины;

  4. теоретические основы дисциплины;

  5. методические указания для студентов;

  6. материалы для самостоятельной работы студентов;

  7. контрольно-измерительные материалы для итогового контроля усвоения дисциплины.

В соответствии с государственным образовательным стандартом в содержание основной образовательной программы по дисциплине «Речевая коммуникация» входят два модуля:

Ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации

(основные единицы речевого общения; язык как основное средство речевой коммуникации; функциональные стили современного русского литературного языка; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения).

II. Совершенствование навыков речевой деятельности (общие принципы речевой коммуникации; речевые тактики; этика речевой коммуникации; совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации; логико-композиционное построение речи; техника речи; лексические и синтаксические средства речевой выразительности).

Учебный план предусматривает изучение дисциплины в объёме 72 часов, в том числе часы на аудиторные занятия, на подготовку к аудиторным занятиям, на самостоятельное изучение тем, на выполнение итоговой контрольной работы. Форма отчётности – зачёт.

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ