logo search
Теоретическая часть

5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»

5.2.1Раздел 1 «Речевая коммуникация как процесс» (36 часов)

1)При реализации программы дисциплины «Речевая коммуникация» используются различные образовательные технологии. В процессе практической подготовки используется контекстное обучение, игра, работа в команде. Самостоятельная работа студентов включает работу под руководством преподавателя (консультации по выполнению контрольных работ) и индивидуальную работу студента с рекомендованными источниками информации.

Раздел 1 «Речевая коммуникация как процесс» подготавливает обучающихся к усвоению раздела 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности», дисциплины «Этика и корпоративная культура организаций».

4) Перечень практических занятий (4 часа)

Номер ПЗ

Тема практического занятия

Трудоемкость

в часах

Форма (вид) ПЗ

1

Основные понятия речевой коммуникации. Разновидности национального языка и функциональные стили речи. Этика речевой коммуникации. Речевые тактики.

2

Контекстное обучение, игра, работа в команде

2

Максимы Г. Грайса и Дж. Лича.

2

-«-

5) Виды СРС (32 часа)

№ пп.

Вид СРС

Трудоемкость

в часах

1

Выполнение домашних заданий (ДЗ)

4

3

Самостоятельное изучение тем разделов программы

28

Итого:

32

7) Перечень тем домашнего задания

Контрольно-измерительные материалы для самостоятельной работы студентов-заочников. – УМК «Речевая коммуникация». – Уфа: УГНТУ, 2011. – 110 с.

8) Темы раздела 1, рекомендуемые студентам для самостоятельного изучения (28 часов)

Этика речевой коммуникации. Речевые тактики. Жанры речевой коммуникации. Формы и типы речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации. Коммуникативные барьеры. Общие принципы речевой коммуникации.

5.2.2Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности» (36 часов)

1)При реализации программы дисциплины «Речевая коммуникация» используются различные образовательные технологии. В процессе практической подготовки используется контекстное обучение, игра, работа в команде. Самостоятельная работа студентов включает работу под руководством преподавателя (консультации по выполнению контрольных работ) и индивидуальную работу студента с рекомендованными источниками информации.

Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности» подготавливает обучающихся к усвоению дисциплин «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Глобальные проблемы современности».

4) Перечень практических занятий (4 часа)

Номер ПЗ

Тема практического занятия

Трудоемкость

в часах

Форма (вид) ПЗ

1

Навыки письменной речи. Лексические нормы. Морфологические нормы

2

Контекстное обучение, игра, работа в команде

2

Речевая норма и культура речи

2

-«-

5) Виды СРС (32 часа)

№ пп.

Вид СРС

Трудоемкость

в часах

1

Выполнение домашних заданий (ДЗ)

4

3

Самостоятельное изучение тем разделов программы

28

Итого:

32

7) Перечень тем домашнего задания

Контрольно-измерительные материалы для самостоятельной работы студентов-заочников. – УМК «Речевая коммуникация». – Уфа: УГНТУ, 2011. – 110 с.

8) Темы раздела 2, рекомендуемые студентам для самостоятельного изучения (28 часов)

Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Нравственные установки участников коммуникации. Виды публичной коммуникации. Виды общения.

Средства общения: вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т.п.).

Логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение); приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение).

Техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык.

Речевая норма и культура речи: понятие культуры речи; коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, уместность); нормативный аспект речи; понятие нормы; орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы.

Лексические и синтаксические средства речевой выразительности.

6 Интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий и во внеаудиторной работе со студентами

Семестр

Вид занятия

(Л, ПЗ, ЛР)

Используемые интерактивные

образовательные технологии

Количество

часов

1

ПЗ

Контекстное обучение, игра, работа в команде

8