Словообразование прилагательных
Для образования прилагательных употребляются следующие суффиксы: -ig, -lich, -isch, -bar, -sam, -haft, -en, -ern, -er. При помощи суффикса -ig образуются прилагательные, главным образом, от существительных, реже от прилагательных и некоторых наречий. Эти прилагательные семантически тесно связаны со своими основами. Они характеризуют предмет или лицо по его физическим качествам и по признаку времени и места. Прилагательные с суффиксом -ig могут иметь умлаут, например: eckig (die Ecke) - с углами (угол), kräftig (die Kraft) - сильный (сила), obig (oben) - вышеупомянутый (наверху), heutig (heute) - сегодняшний (сегодня).
Суффикс -lich служит для образования прилагательных:
а) от существительных; такие прилагательные имеют ярко выраженный качественный оттенок, например: menschlich (der Mensch) - человечный (человек), tatsächlich (die Tatsache) - фактический (факт);
б) от существительных, обозначающих время; эти прилагательные указывают на повторяемость, например: jährlich (das Jahr) - ежегодный (год), täglich (der Tag) - ежедневный (день);
в) от прилагательных; они приобретают слабую степень качества, выраженного основными прилагательными, например: säuerlich (sauer) - кисловатый (кислый), rötlich (rot) - красноватый (красный);
г) от основ или корней глаголов; в этом случае суффикс -lich придает прилагательному оттенок пассивности и возможности, например: zerbrechlich (zerbrechen) - ломкий (ломать), beweglich (bewegen) - подвижной (двигать).
Прилагательные с суффиксом -lich часто имеют умлаут.
С суффиксом -isch образуются прилагательные от существительных, в том числе и заимствованных, от наименований национальностей и географических названий, от собственных имен, например: physikalisch (die Physik) - физический (физика), russisch (der Russe) - русский (русский), europäisch (Europa) - европейский (Европа), Newtonisch(es) Gesetz (Newton) - закон Ньютона, irdisch (die Erde) - земной (земля).
Прилагательные с суффиксом -isch имеют обычно умлаут или изменяют корневой гласный.
Суффикс -bar служит для образования прилагательных чаще всего от основ или корней глаголов, реже от существительных и прилагательных; -bar придает слову значение пассивности и возможности. Прилагательные с суффиксом -bar чаще всего переводятся на русский язык причастием страдательного залога настоящего времени, например: hörbar (hören) - слышимый; который можно услышать (слышать), anwendbar (anwenden) - применимый (применять).
С помощью суффикса -sam образуются немногие прилагательные, главным образом, от основ или корней глаголов; -sam придает прилагательному значение способности, склонности к какому-либо действию, например: sparsam (sparen) - экономный (экономить), wirksam (wirken) - эффективный (действовать).
При помощи суффикса -haft образуются прилагательные от существительных, реже от основ или корней глаголов, и прилагательных. Этот суффикс придает прилагательному оттенок обладания определенным качеством, например: fehlerhaft (der Fehler) - ошибочный (ошибка), mangelhaft (der Mangel) - недостаточный (недостаток), lebhaft (leben) - живой (жить), wahrhaft (wahr) - истинный (истина).
С суффиксом -(e)n и -ern образуются прилагательные от существительных, обозначающих материал, из которого сделан предмет, например: golden (das Gold) - золотой (золото), hölzern (das Holz) - деревянный (дерево).
Суффикс -er образует прилагательные от географических названий, главным образом от названий городов. Прилагательные с суффиксом -er пишутся с заглавной буквы, например: Moskauer (Moskau) - московский (Москва), Minsker (Minsk) - минский (Минск).
Наиболее употребительными полусуффиксами прилагательных являются -los, -frei, -leer, -arm, -voll, -reich, -förmig, -mäßig, выражающие самые разнообразные оттенки качеств и свойств.
Полусуффиксы -los, -frei, -leer указывают на отсутствие у предмета того или иного признака или свойства, выраженного соответствующим существительным. Такие прилагательные переводятся на русский язык чаще всего приставкой "без", например: spurlos (die Spur) - бесследный (след), fehlerfrei (der Fehler) - безошибочный (ошибка), luftleer (die Luft) - безвоздушный (воздух).
Полусуффикс -voll образует прилагательные со значением полного обладания свойством, выраженным данным существительным, например: machtvoll (die Macht) - мощный (сила, мощь).
Полусуффикс -reich образует прилагательные со значением "богатый чем-либо", например: erzreich (das Erz) - богатый рудой (руда).
Полусуффиксы -förmig, -mäßig придают прилагательным значение "соответствующий", "подобный", например: kugelförmig (die Kugel) - шарообразный (шар), zweckmäßig (der Zweck) - целесообразный (цель).
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: