Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
Конструкция haben + zu + инфинитив
Эта конструкция имеет значение долженствования (соответствует модальным глаголам müssen или sollen + инфинитив). Ср.:
Ich soll für heute den Text lesen, übersetzen und zwei schriftliche Übungen machen.
Ich habe für heute den Text zu lesen, zu übersetzen und zwei schriftliche Übungen zu machen.
Мне надо на сегодня прочитать, перевести текст и выполнить 2 письменных задания.
Глагол haben является изменяемой частью сказуемого (т.е. может употребляться в различных формах лица, числа и времени) и занимает 2-е место в предложении, а инфинитив с zu (неизменяемая часть сказуемого) находится в конце предложения.
Die Studenten unserer Gruppe hatten schon in der vorigen Woche den Plan zum Seminar zu bekommen.
Студенты нашей группы должны были получить уже на прошлой неделе план семинарских занятий.
Естественно, что в придаточном предложении глагол haben находится в конце предложения, а инфинитив с zu перед ним.
Unser Professor nennt die Studenten, die Themen für ihre Referate zu wählen haben.
Наш преподаватель называет студентов, которым надо выбрать темы для своих рефератов.
Важно помнить, что глагол haben в немецком предложении может быть также:
смысловым глаголом («иметь»)
вспомогательным глаголом, образуя вместе с партиципом II смыслового глагола перфект или плюсквамперферкт, т.е. прошедшее время этого глагола
-
hat – имеет
hat ... gemacht – сделал
hat ... zu machen – должен сделать
hatte – имел
hatte ... gemacht – сделал
hatte ... zu machen - должен был сделать
Нужно учесть, что инфинитив с zu, входящий в состав инфинитивного оборота, к сказуемому вообще не относится (и, следовательно, модальной конструкции не образует).
Die Pflanze hat die Fähigkeit, anorganische Stoffe in organische umzuwandeln. (Растение имеет способность превращать неорганические вещества в органические).
Конструкция sein + zu + инфинитив
Эта конструкция отличается от конструкции haben + zu + инфинитив тем, что имеет значение не только долженствования, но и возможности. Что именно – долженствование или возможность – выражает она в каждом конкретном предложении, надо определять по смыслу данного предложения или целого отрезка текста.
Diese Arbeit ist noch heute zu machen. (можно или нужно)
Вне контекста оба варианта правильные, т.е. соответствуют смыслу немецкого предложения.
Глагол sein в модальной конструкции с инфинитивом, так же как и глагол haben, является изменяемой частью сказуемого, т.е. может быть употреблен в различных формах лица, числа и времени:
Die Aufgaben waren rechtzeitig zu erfüllen. (нужно было)
Естественно, что в придаточном предложении глагол sein находится в конце предложения, а инфинитив с zu перед ним.
Es wurde besprochen, wie diese Diplomarbeit zu machen ist.
Важно помнить, что глагол sein в немецком предложении может быть также:
смысловым глаголом («быть», «являться»):
вспомогательным глаголом, употребляющимся вместе с партиципом II смыслового глагола ( ist ... gemacht – «сделан») или (ist ... gekommen – «пришел»)
-
ist – является (обычно опускается, не переводится)
ist ... gemacht – сделан
ist ... gekommen – пришел
ist ... zu machen – нужно (можно) сделать
war – был
war ... gemacht – был сделан
war ... gekommen – пришел
war ... zu machen – нужно (можно) было сделать
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте основные формы от следующих слабых глаголов:
- II. Прочитайте тексты и определите, в какой форме использованы в них глаголы. Переведите тексты и запишите основные формы глаголов:
- 2. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол erschrecken - erschrak - erschrocken (a, o).
- 3. Выберите из данной группы 8 глаголов, которые образуют основные формы как глагол bewegen - bewog - bewogen (o, o). Назовите основные формы остальных глаголов.
- 4. Выберите из данной группы 3 глагола, которые образуют основные формы как глагол klingen - klang - geklungen (a, u).
- Грамматические упражнения
- I. Определите, какие глаголы слабые, какие сильные и неправильные. Образуйте их основные формы, пользуясь данным выше списком:
- II. Поставьте глагол, данный в скобках, в соответствующем лице и числе Präsens:
- IV. Вставьте данные под чертой модальные глаголы в соответствующем лице и числе презенс. Переведите предложения.
- V. Переведите на немецкий язык. Помните, что инфинитив основного глагола стоит в конце предложения.
- VI. Вставьте подходящие по смыслу глаголы haben, sein, werden в Präsens.
- VII. Прочитайте тексты, выделите предложения, где сказуемые выражены глаголами в Präsens. Назовите их основные формы. Переведите тексты.
- VIII. Прочитайте пословицы (Sprichwörter), переведите их и заучите наизусть:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- II. Распределите следующие глаголы в три группы с измененными корневыми гласными в Imperfekt:
- III. Поставьте глагол, заключенный в скобки, в Imperfekt:
- IV. Поставьте глаголы в следующих предложениях в имперфект.
- V. Поставьте модальные глаголы в имперфект и переведите предложения.
- VI. Образуйте Imperfekt данных справа глаголов и дополните ими предложения. Переведите предложения.
- VII. Прочитайте и переведите следующие тексты. Выпишите в одну колонку слабые глаголы, в другую - сильные. Назовите их основные формы.
- Послетекстовые задания
- Грамматические задания
- Вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt:
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте предложения, определите временную форму глагола-сказуемого и назовите инфинитив этого глагола. Переведите предложения.
- II. Поставьте глаголы, заключенные в скобки, в Perfekt.
- III. Составьте из данных слов предложения, поставьте глаголы в Perfekt и Plusquamperfekt.
- IV. Прочитайте и переведите текст "Louis Pasteur", выпишите предложения, сказуемые которых выражены глаголами в Perfekt и Plusquamperfekt.
- V. Сформулируйте 5 вопросов по содержанию текста, употребите Perfekt.
- VI. Прочитайте и переведите следующий текст. Определите временную форму глаголов-сказуемых.
- VII. Прочитайте и переведите текст. Определите форму сказуемых. Сформулируйте вопросы, используя Perfekt.
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- I. Прочитайте и запомните следующие возвратные глаголы и их значения:
- Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- I. Образуйте формы повелительного наклонения:
- II. Дополните следующие предложения глаголами, данными справа, используйте формы повелительного наклонения.
- III. Прочитайте текст, переведите его и определите формы глаголов-сказуемых:
- Грамматические задания
- Склонение имен существительных
- Грамматические упражнения
- 2. Поставьте существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже:
- 4. Прочитайте тексты, определите род, падеж и склонение существительных:
- 5. А) Составьте предложения из данных слов:
- Склонение существительных во множественном числе
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Dativ Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Akkusativ
- Грамматические упражнения
- Предлоги с двойным управлением
- Грамматические упражнения
- Предлоги с Genitiv
- Грамматические упражнения
- Управление глаголов
- Местоименные наречия Грамматические задания
- Грамматические упражнения
- Грамматические задания:
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Безличное местоимение es
- Грамматические упражнения
- Урок 10
- Грамматические задания
- Смешанное склонение
- Грамматические упражнения
- Грамматические упражнения
- Урок 11
- Грамматические задания:
- Временные формы Passiv
- Грамматические упражнения
- Урок 12 Инфинитив с и без частицы zu
- Урок 13 Повелительное наклонение (der Imperativ)
- Образование Imperativ
- Упражнения
- Употребление Partizip I и Partizip II
- В качестве предикатива в именном сказуемом.
- Распространенное определение
- Обособленные причастные обороты
- Упражнения
- Прилагательные в роли существительных
- Причастие в роли существительных
- Притяжательные местоимения в роли существительных
- Числительные в роли существительных
- II. Словосложение
- Сложные существительные
- Сложные прилагательные
- Сложные глаголы
- Сложные наречия
- III. Словопроизводство при помощи приставок и суффиксов Словообразование существительных Мужской род
- Женский род
- Средний род
- Приставки существительных Ge-, Un-, Miß-, Ur-
- Словообразование глаголов
- Словообразование прилагательных
- Приставки прилагательных
- Словообразование числительных
- Словообразование наречий
- Упражнения
- Урок 16 модальные конструкции с инфинитивом
- Упражнения
- V. Поставьте стоящие в скобках глаголы в Plusquamperfekt.
- VI. A) Заполните пропуски данными ниже предлогами: