Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
Общий принцип развития всех внутренних функций: переход от экстрапсихического к интрапсихическому (интериоризация). Полемика Л.С. Выготского с Ж. Пиаже: формирование внутренней речи в процессе индивидуализации психики ребенка / эгоцентризм детской психики и ее постепенная социализация. Формирование внутренней речи в онтогенезе в процессе интериоризации внешней речи: первичное формирование внешней речи, выполняющей социальную функцию речи для других; функциональная дифференциация внешней речи → появление эгоцентрической речи (внешней по форме, но внутренней по функции) → переход эгоцентрической речи во внутреннюю речь. Специфика эгоцентрической речи: коллективный монолог, иллюзия понимания, вокализация. Структурные изменения эгоцентрической речи в онтогенезе (в возрасте приблизительно от трех до семи лет). Генетический метод исследования внутренней речи.
Обратите внимание!
1. Смотрите требования к содержанию конспекта седьмой главы из книги Л.С. Выготского «Мышление и речь» ниже.
2. Подготовьте дифференцированный анализ каждого из трех экспериментов, проведенных Л. С. Выготским по следующему плану:
цель эксперимента;
исходная гипотеза;
методика проведения эксперимента;
описание результатов;
интерпретация результатов эксперимента.
3. Какой общий вывод сделал Л.С. Выготский в результате экспериментального исследования эгоцентрической речи.
Литература:
Выготский Л. С. Мышление и речь. Глава 7: «Мысль и слово». – Конспект.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II