logo
психолингвистика

Формы речи и виды речевой коммуникации.

6.1. Принципы классификации форм речи: по способу материализации мысли – устная и письменная; по характеру взаимодействия участников речевой деятельности – диалогическая (перемежающаяся форма взаимодействия) и монологическая (длительная форма взаимо­дей­ст­вия); непосредственное и опосредованное речевое вза­и­мо­дей­ст­вие; по сте­пени под­го­тов­лен­ности – спонтанная, псевдоспонтанная и подготовленная, признаки спонтанной речи. По­ня­тие обратной связи и её специфика в различных формах речи.

6.2. Основные виды речевой коммуникации: устная диалогическая спонтанная речь в фор­ме непосредственного ре­чевого взаимодействия; устная (псевдо)спонтанная монологи­чес­кая речь в форме непо­сред­ст­вен­но­го взаимодействия; письменная подготовленная моно­ло­гическая речь в форме опо­сре­до­ванного взаимодействия; другие типы сочетания разных форм речи.

6.3. Функциональный подход к изучению речевой деятельности (Л. П. Яку­бинский). Клас­сификация форм речевого взаимодействия: непосредственная и опосредованная; пере­ме­жающаяся и длительная. Сочетание диалогической / монологической, устной / пись­мен­ной форм речи с непосредственным / опосредованным взаимодействием. Роль зри­тель­ного и слухового восприятия собеседника в непосредственной форме взаимодействия. Роль ми­мики и жестов в непосредственной форме взаимодействия. Значение интонации в не­по­сред­ственной форме взаимодействия.

6.4. Диалогическая и монологическая формы речи. Диалогическая речь как естественная форма речи, монологическая речь как искусственная форма речи. Естественность диалога и ис­кусственность монолога. Виды реплицирования в устной диалогической речи. Связь меж­ду репликами диалога. Ситуативная обусловленность диалогической речи, контекстная обус­лов­ленность монологической речи. Бытовой шаблон и речевой автоматизм: понятие прос­то­го и сложного волевого действия. Диалогическая речь и речевой автоматизм. Особенности по­рож­дения и восприятия разных форм речи. Композиционное своеобразие разных форм ре­чи. Специфика контроля при порождении разных форм речи. Структура “апперципирующей мас­сы”. Роль апперцепции в понимании речи. Соотношение “апперци­пи­ру­ю­щих масс” собе­сед­ников. Изменение содержания “апперципирующей массы” в процессе ре­че­вой дея­тель­ности.