Научная литература
Аврутин С. Усвоение языка (глава 8) // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной. Изд. 3-е, стереотип. – М. : Едиториал УРСС, 2006. С. 261–275.
Воронин С. В. Основы фоносемантики. 2-е изд. – М.: УРСС, 2006.
Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. 2-е изд. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 163–173, 176–181. (разделы «Язык и когнитивные структуры», «Язык вне человеческого общества»).
Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила // Язык и речевая деятельность. 1998. Т. 1. С. 31–40.
Колшанский Г. В. Паралингвистика. Изд. 3-е, стереотип. – М., 2008. – (Лингвистическое наследие ХХ века).
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. – М., 2002.
Кубрякова Е. С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Отв. ред. Е. С. Кубрякова. – М. : Наука, 1991. С. 21–81.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории рчевой деятельности. – Изд. 3-е, стереотип. – М. : КомКнига, 2006.
Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 4-е, стереотип. – М. : КомКнига, 2007.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – Изд. 4-е, стереотип. – М. : КомКнига, 2007.
Леонтьев А Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Наука, 1974. С. 5–20 (глава 1).
Лепская Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.
Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. 2-е изд. – М. : ЛКИ, 2007.
Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. – М., 2006.
Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994.
Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. – М., 1999.
Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. – М. : Лабиринт, 2004.
Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. – М. : ЯИЗ, 1999.
Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М. : Наука, 1986. С. 17–58.
Разработчик программы – доктор филологических наук профессор Л. А. Пиотровская
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II