Развитие языковой способности в онтогенезе.
5.1. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.
5.2. Общая характеристика процесса развития языковой способности в онтогенезе. Творческий характер овладения языком. Стратегии овладения языком: референциальная и экспрессивная, фонемная и слоговая, морфологическая и синтаксическая. Общие закономерности развития языковой способности в онтогенезе. Взаимосвязь речевого и когнитивного развития.
5.3. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы.
5.4. Доречевой этап в развитии языковой способности: протоязык, гуление, лепет.
5.5. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.
5.6. Общие закономерности овладения лексическим значением слова (развитие семантического компонента языковой способности) в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.
5.7. Этапы овладения грамматикой (развития грамматического компонента языковой способности) в онтогенезе с учетом специфики грамматического строя русского языка как синтетического языка флективного типа: дограмматический этап, этап голофраз, этап двусловных высказываний, этап многокомпонентых высказываний. Интерпретация этапов овладения грамматикой с позиций типологической классификации языков (В. Б. Касевич). Основные закономерности овладения грамматической системой русского языка: генерализация, выравнивание основ, влияние содержания и структуры грамматической категории и способов выражения грамматических значений. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций в детской речи. Механизмы образования словообразовательных инноваций в детской речи.
5.8. Развитие текстовой компетенции (дискурсивного компонента языковой способности) в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II