Часть I
(лекции)
История возникновения психолингвистики. Понимание предмета психолингвистики на разных этапах ее развития.
Лингвистические основы психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений, их взаимосвязь, понятие психофизиологической речевой организации индивида.
Психологические основы психолингвистики: основные положения теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Психологические основы психолингвистики: значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для изучения речевой деятельности и языковой способности.
Физиологические основы психолингвистики: основные положения теории физиологической активности Н. А. Бернштейна.
Понятие речевой деятельности. Специфика речевой деятельности: коммуникативный, знаковый и информационный характер.
Вопрос о природе языковой способности: конструктивизм, радикальный нативизм, умеренный нативизм.
Общая характеристика языковой способности. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе.
Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Значение учение Л. С. Выготского о внутренней речи для психолингвистики.
Значение трудов Н. И. Жинкина для понимания внутренней речи. Теория универсально-предметного кода.
Моделирование процессов речепроизводства в психолингвистике. Значение трудов отечественных психологов и лингвистов для понимания процессуального характера речепроизводства.
Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа внутреннего программирования.
Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа грамматико-семантической реализации внутренней программы.
Контроль в процессе порождения речи. Уровневое построение психических процессов и уровни осознаваемости (теория А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева).
Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. Признаки, свойственные восприятию любого объекта.
Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное восприятие действительности. Восприятие устной и письменной речи Понятие разной глубины восприятия.
Активный характер процесса восприятия. Виды прогнозирования в процессе восприятия речи.
Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики.
Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.
Творческий характер овладения языком. Доречевой этап развития языковой способности: протоязык, гуление, лепет.
Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы. Этапы овладения грамматикой.
Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.
Общие закономерности овладения лексическим значением слова в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.
Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций.
Развитие текстовой компетенции в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.
*Специализация и взаимодействие левого и правого полушарий в процессах речевой деятельности. Исследование проблемы асимметрии мозговой организации речевой деятельности методом унилатерального шока. «Левополушарная» и «правополушарная» стратегии речевой деятельности.5
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II