Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
Цель изучения дисциплины – сформировать базовые представлений о природе, механизмах и основных закономерностях формирования речевого/языкового механизма в онтогенезе, о содержании процессов речевой деятельности – производства речи и восприятия речи, заложить теоретические основы, необходимые для профессиональной подготовки специалистов в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Психолингвистическая подготовка является одним из важнейших условия создания научно обоснованных методов и конкретных методик коррекционной помощи детям с различными проблемами в развитии.
Задачи по обеспечению достижения цели дисциплины:
интегрировать знания студентов по психологии, нейрофизиологии высшей нервной деятельности, русскому языку для осмысления сущности психолингвистики как междисциплинарной науки;
сформировать научно обоснованные представления об основных понятиях психолингвистики: речевая деятельность, порождение речи (производство речи), восприятие речи, языковая способность, внутренняя речь;
познакомить с вкладом отечественных ученых в развитие психолингвистики;
расширить и углубить лингвистическую компетенцию;
сформировать навыки психолингвистического анализа текста;
сформировать понимание значения психолингвистической теории для развития и коррекции речи детей с ограниченными возможностями;
формирование базового понятийного аппарата, необходимого для решения центральной в дефектологии проблемы – проблемы речи детей с ограниченными возможностями.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II