Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
В соответствии с учебным планом изучение дисциплины «Психолингвистика» завершается зачетом. Поскольку все содержание дисциплины распределяется между лекционными и практическими занятиями на основе принципа дополнительности – на лекциях и на практических занятиях рассматриваются разные темы или разные вопросы одной темы, – а также в связи с тем, что по итогам изучения дисциплины проверяются как собственно теоретические знания основ психолингвистики, так и степень сформированности умений и навыков осуществлять практический анализ конкретного языкового материала, то на зачете студент отвечает на два вопроса, один из которых отражает содержание лекционной части дисциплины, а второй – тематику практических занятий.
Однако в зависимости от того, как каждый конкретный студент организует самостоятельную работу в течение семестра, итоговая аттестация может осуществляться тремя способами:
студент получает зачет-автомат;
студент отвечает на зачете один вопрос – по лекционной части дисциплины;
студент отвечает на зачете один вопрос – по содержанию практических занятий.
Результаты усвоения материала, вынесенного на лекции, проверяется в форме тестов (контрольных работ). Для того чтобы результат усвоения содержания лекционной части дисциплины был зачтен в течение семестра, студент должен:
написать обязательно все тесты;
должен набрать в сумме количество баллов, составляющее не менее 75% от максимального количества баллов.
Примечания:
Количество тестов соответствует количеству лекций.
Содержание каждого теста соответствует вопросам, рассмотренным на предыдущей лекции.
Общее количество вопросов в тесте – от 2 до четырех.
Максимальное время написания теста – 25 минут.
Тесты пишутся во внеаудиторное время (в дни и часы, согласованные преподавателем со старостой группы) – не ранее, чем через неделю после соответствующей лекции.
Для получения высокой оценки по тесту при подготовке к ним студент должен не только осмыслить записи, сделанные в собственном конспекте, но и – ОБЯЗАТЕЛЬНО – изучить соответствующие вопросы по обязательной рекомендованной литературе (в начале каждой темы, выделяя конкретные вопросы, преподаватель называет обязательную литературу по каждому конкретному вопросу).
Ответ на каждый вопрос теста оценивается в баллах дифференцированно: указывается количество баллов, полученных студентом, и максимальное количество баллов, которое студент мог бы набрать, дав полный ответ на соответствующий вопрос, например: 7 (из 15).
Если студент дает более полный ответ, чем предусмотрено конкретным тестом, студент получает дополнительные призовые баллы, которые учитываются при определении баллов за соответствующий тест и общего количества баллов за все тесты.
Штрафные баллы студент получает в следующих случаях:
за орфографические ошибки в фамилиях ученых;
за орфографические ошибки в психолингвистических терминах;
за грубые орфографические ошибки;
за существенное искажение сути вопроса;
за недифференцированный ответ на несколько вопросов.
Каждый студент, неудовлетворенный результатом написания конкретного теста или отдельных вопросов, имеет право один раз переписать тест – студенту засчитывается бóльшее количество баллов. (Если при переписывании студент получает меньше количество баллов, чем в первом варианте, ему засчитывается результат первого ответа).
8.1. Если студент полностью переписывает весь тест, прилагать первый вариант тета не обязательно, так как засчитывается общее количество баллов за весь тест.
8.2. Если студент переписывает лишь отдельные вопросы одного или нескольких тестов, то для определения, в каком из вариантов ответа студент получил большее количество баллов за каждый конкретный вопрос, студент обязан сдать второй вариант ответа вместе с первым.
При подведении итогов учитывается общее количество баллов, набранных студентом за все тесты.
Если по какой-либо причине студент не смог явиться в срок, назначенный для написания конкретного теста, он может в следующий раз написать сразу два теста (планировать написание более двух тестов за один раз нецелесообразно в силу ограниченности объема оперативной памяти человека).
Языковые требования к тексту теста:
тест должен соответствовать нормам письменной монологической формы речи – представлять собой грамматически оформленные предложения;
использование схем и рисунков ВМЕСТО связного вербального выражения не засчитывается.
Помните: время на написание конкретного теста или конкретных вопросов определяет преподаватель! Если студент сдает тест позже указанного времени, РАБОТЕ НЕ ПРИМАЕТСЯ К ПРОВЕРКЕ!
Для того чтобы писать тесты, студент должен быть способен логично, связно, но кратко сформулировать ответ на конкретный вопрос, выделив самое существенное.
Результаты усвоения материала практических занятий проверяется в разных формах:
студент должен своевременно выполнить все конспекты:
словарная стать «Монологическая речь» из «Лингвистического энциклопедического словаря»;
словарная стать «Диалогическая речь» из «Лингвистического энциклопедического словаря»;
словарная стать «Звукосимволизм» из «Лингвистического энциклопедического словаря»;
словарная статья «Звукоподражательные слова» из «Лингвистического энциклопедического словаря»;
студент должен готовить соответствующий языковой материал к каждому занятию и быть способным его проанализировать в психолингвистическом аспекте;
принимать участие в обсуждении вопросов на каждом практическом занятии на основой самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы (см. список литературы к теме каждого практического занятия ниже).
Преподаватель, ведущий практические занятия, дифференцированно оценивает по итогам работы в течение семестра и дает заключение, какие студенты усвоили программу дисциплины в такой мере, чтобы быть освобожденным от ответа на соответствующий вопрос на зачете.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II