Тематика лекционных и практических занятий
Тематика лекционных и практических занятий распределяется в соответствии с принципом дополнительности, предполагающем, что вопросы, обсуждаемые на лекционных и практических занятиях, фактически не дублируют друг друга. Выбор этого принципа обусловлен тем, что результатом изучения дисциплины «Психолингвистика» должно стать, с одной стороны, усвоение основных теоретических положений, составляющих базис психолингвистической науки, а с другой – формирование у студентов навыков практического анализа языкового материала в аспекте психолингвистических механизмов речевой деятельности. Если первый из названных аспектов составляет основную цель лекционной части учебной дисциплины, то второй аспект – основную задачу практических занятий.
По теме «Формы речи и виды речевой коммуникации» на лекции и на практические занятия вынесены разные вопросы (см. ниже).
Исключение составляет один вопрос темы № 2 «Основные понятия психолингвистики» – «Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи». Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, учение Л. С. Выготского о внутренней речи составляет теоретическую основу моделирования двух видов речевой деятельности – порождения речи и восприятия речи. Следовательно, правильное понимание студентами сущности внутренней речи в отличие от внешней должно быть специально закреплено на практических занятиях. Если на лекции преподаватель сущность функционального подхода к изучению внутренней речи, предложенного Л. С. Выготским, и выделяет ключевые положения, связанные с соотношением фазической и семантической стороны во внешней и внутренней речи, а также основные отличительные особенности внутренней речи от речи внешней в синтаксическом, формальном (фонетическом) и семантическом аспектах, то на практических занятиях преподаватель должен обратить основное внимание на анализ конкретных примеров, иллюстрирующих, с одной стороны, отдельные синтаксические, фонетические и семантические особенности внутренней речи в сравнении с речью внешней, с другой – конкретные условия, при которых во внешней речи могут реализоваться особенности, свойственные речи внешней.
Во-вторых, неотъемлемой составляющей учения Л. С. Выготского о внутренней речи является решение вопроса о формировании внутренней речи в онтогенезе, составляющего теоретическую основу моделирования процесса развития языковой способности в онтогенезе. На лекции преподаватель объясняет сущность генетического метода исследования внутренней речи, разработанного Л. С. Выготским, тогда как основная цель соответствующего практического занятия – детальный анализ экспериментального исследования эгоцентрической речи.
Особая теоретическая значимость учения Л. С. Выготского для психолингвистики предопределила тот факт, что два разных аспекта – (1) отличие внутренней речи от речи внешней и (2) формирование внутренней речи в онтогенезе – обсуждаются на разных практических занятиях.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II