logo
психолингвистика

Тематика лекционных и практических занятий

Тематика лекционных и практических занятий распределяется в соответствии с прин­ци­пом допол­ни­тельности, предполагающем, что вопросы, обсуждаемые на лекцион­ных и прак­тических занятиях, фактически не дублируют друг друга. Выбор этого принципа обусловлен тем, что результатом изучения дисциплины «Психолинг­вис­тика» должно стать, с одной стороны, усвоение основных теоретических положений, со­став­ляющих базис психо­линг­вистической науки, а с другой – формирование у студентов навыков прак­тического ана­лиза языкового материала в аспекте психолингвистических механизмов речевой деятель­нос­ти. Если первый из названных аспектов составляет основную цель лек­ци­онной части учеб­ной дисциплины, то второй аспект – основную задачу практических за­ня­тий.

По теме «Формы речи и виды речевой коммуникации» на лекции и на практические занятия вынесены разные вопросы (см. ниже).

Исключение составляет один вопрос темы № 2 «Основные понятия психо­линг­вис­ти­ки» – «Ос­новные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи». Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, учение Л. С. Выготского о внутренней речи составляет теоретическую ос­но­ву моделирования двух видов речевой деятельности – порождения речи и восприятия ре­чи. Следовательно, правильное понимание студентами сущности внутренней речи в отличие от внешней должно быть специально закреплено на практических занятиях. Если на лекции пре­подаватель сущность функционального подхода к изучению внутренней речи, пред­ло­жен­ного Л. С. Выготским, и выделяет ключевые положения, связанные с соотношением фа­зи­ческой и семантической стороны во внешней и внутренней речи, а также основные отли­чи­тель­ные особенности внутренней речи от речи внешней в синтаксическом, формальном (фо­не­тическом) и семантическом аспектах, то на практических занятиях преподаватель должен обратить основное внимание на анализ конкретных примеров, иллюстрирующих, с одной сто­роны, отдельные синтаксические, фонетические и семантические особенности внут­рен­ней речи в сравнении с речью внешней, с другой – конкретные условия, при которых во внешней речи могут реализоваться особенности, свойственные речи внешней.

Во-вторых, неотъемлемой составляющей учения Л. С. Выготского о внутренней речи является решение вопроса о формировании внутренней речи в онтогенезе, составляющего тео­ретическую основу моделирования процесса развития языковой способности в онто­ге­не­зе. На лекции преподаватель объясняет сущность генетического метода исследования внут­рен­ней речи, разработанного Л. С. Выготским, тогда как основная цель соответствующего прак­тического занятия – детальный анализ экспериментального исследования эгоцентри­чес­кой речи.

Особая теоретическая значимость учения Л. С. Выготского для психолингвистики пред­опре­делила тот факт, что два разных аспекта – (1) отличие внутренней речи от речи внеш­ней и (2) формирование внутренней речи в онтогенезе – обсуждаются на разных прак­тических занятиях.