Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
Место эксперимента в системе научных методов. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых. Экспериментальные методы исследования семантики слова: свободный ассоциативный эксперимент; направленный ассоциативный эксперимент; метод «семантического дифференциала»; метод кластерного анализа (метод свободой классификации); метод толкования слова; изменение степени смысловой близости слов по методике А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Экспериментальные методы исследования понимания текста: семантическое свертывание текста; анализ понимания текста методом «набор ключевых слов».
Обратите внимание!
Объясните, какие задачи решаются с помощью каждого конкретного экспериментального метода.
Литература:
1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2005. Глава 4: «Методы психолингвистики» (обязательная).
2. Сахарный Л. В. Ведение в психолингвистику. Л., 1989 (дополнительная):
лекция XI: «Общие замечания об эксперименте. Экспериментальное изучение слова и группы слов»;
лекция XII: «Экспериментальное изучение слова и группы слов (продолжение)»;
лекция XIII: «Экспериментальное изучение предложения и развернутого текста».
3. Фрумкина Р. М. Психолингвистика : учебное пособие. М., 2006.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II