Основные понятия психолингвистики.
2.1. Понятие речевой деятельности. Признаки, свойственные всякой человеческой деятельности: мотивированность, целенаправленность, «вертикальная» структура, «горизонтальная» структура, планирование, контроль. Специфика речевой деятельности: коммуникативная природа, знаковая природа, речевая деятельность как процесс передачи информации, понятие выводных знаний.
2.2. Понятие языковой способности.
2.2.1. Общая характеристика языковой способности: соотношение терминов «языковая способность», «речевая организация» и «внутренняя языковая система; индивидуальная и социальная природа языковой способности; структура языковой способности (фонетический, лексический, грамматический, семантический, дискурсивный компоненты.).
2.2.2. Гипотезы о природе языковой способности. Радикальный нативизм (теория врожденных знаний, Н. Хомский): исходные положения и аргументация; универсальная грамматика как система Принципов и Параметров; роль инпута; понятие «языкового органа» (language acquisition device). Умеренный нативизм (Дж. Фодор, В. Б. Касевич): исходные положения и аргументация; понятия “грамматики мышления” (mental grammar), врождённых эвристик. Конструктивизм (теория социальной обусловленности языковой способности, Б. Скиннер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович): исходные положения и аргументация; язык как составная часть культуры; роль совместной практической деятельности в формировании когнитивной базы. Сравнительная характеристика трех теорий. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе.
2.3. Понятие внутренней речи.
2.3.1. Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Формирование внутренней речи в онтогенезе: функции внутренней и внешней речи, общий закон развития высших психических функций, эгоцентрическая речь как переходная ступень в процессе формирования внутренней речи в онтогенезе, интериоризация эгоцентрической речи. Генетический метод исследования внутренней речи. Понятие семантической и фазической стороны речи. Сравнительная характеристика синтаксической стороны внутренней и внешней речи. Понятие психологического сказуемого и психологического подлежащего; сравнение психологического и грамматического членения высказывания. Абсолютная предикативность внутренней речи и её причины. Тенденция к предикативности в устной диалогической речи, факторы, обусловливающие предикативность устной диалогической речи. Недопустимость предикативности в письменной монологической речи; причины максимальной развёрнутости письменной монологической речи. редуцирование формальной стороны внутренней речи; специфика семантической стороны внутренней речи: преобладание смыла над значением, значение слова как объективная категория, смысл слова как субъективная категория; агглютинация (“асинтаксическое слипание”) как механизм соединения слов во внутренней речи; «вливание» смыслов; идиоматичность смысла слов во внутренней речи..
2.3.2. Основные положения теории универсально-предметного кода Н. И. Жинкина. Код как способ реализации языка. Речедвигательный, звуковой и буквенный коды внешней речи. Понятие смешанного кода. Понятия дискретного и недискретного кодов. «Язык» интеллекта». Кодовые переходы, роль внутренней речи как посрендника во всех типах кодовых переходов. Отличительные особенности универсально-предметного кода. Двузвенность человеческого мышления.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II