На практических занятиях:
– проверка результатов изучения студентами обязательной литературы в вопросно-ответной форме;
– организация обсуждения в форме дискуссии, предполагающей разную трактовку одной и той же проблемы в современной психолингвистике или на разных этапах развития психолингвистики;
– проверка умений иллюстрировать конкретные положения языковым материалом;
– оценивание способности студента самостоятельно подбирать языковой материал, иллюстрирующий функционирование отдельных составляющих речевого механизма;
– проверка умений студентов выбирать ключевые положения, отражающие вклад конкретного ученого в разработку соответствующей проблемы;
– формирование умений детально излагать результаты каждого эксперимента с разграничением проблемы, цели, методики, инструкции, результатов и их интерпретации;
– формирование умений анализировать конкретный языковой материал в психолингвистическом аспекте;
– формирование умений выделять дискуссионные проблемы, приводить аргументы в пользу различных трактовок обсуждаемого вопроса;
– проверка усвоения студентами терминологического аппарата психолингвистики и адекватности оперирования каждым термином;
– формирование умений кратко формулировать основные положения по предложенной проблеме, сравнивать разные точки зрения;
– терминологические диктанты, целью которых является проверка правильности усвоения основных психолингвистических терминов.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II