Тема 2. Проблемы фоносемантики
Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков, разработанная А. П. Журавлевым. Фонетическое значение. Звукоподражательные слова и идеофоны. Аллитерация, ассонанс, геминация как приемы актуализации смысловых ассоциаций звуков в поэтическом тексте. Сравнительных анализ звукового облика членов синонимического ряда.
Обратите внимание!
1. Обязательно повторите к этому занятию принципы артикуляционной классификации гласных и согласных звуков.
2. Объясните, в чем состоит специфика метода семантического дифференциала. По какой шкале должны были оценивать звуки испытуемые в эксперименте А. П. Журавлева?
3. Какой контингент испытуемых участвовал в эксперименте А. П. Журавлева и как это соотносится с целью экспеимента?
4. Чем руководствовался А. П. Журавлев, выбирая антонимичные прилагательные, называющие признаки, по которым испытуемые должны были оценивать каждый звук?
5. Охарактеризуйте дифференцированно два этапа обработки результатов эксперимента А. П. Журавлевым.
6. Подберите самостоятельно фрагмент поэтического текста, иллюстрирующего значимость аллитерации, геминации и ассонанса. Проанализируйте этот текст, опираясь на артикуляционные характеристики повторяющихся звуков.
Литература:
1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2005 (обязательная).
2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002. Словарные статьи: «Звукосимволизм», «Звукоподражательные слова» – конспект.
3. Воронин С. В. Основы фоносемантики. М., 2006 (дополнительная).
4. Журавлев А. П. Фонетическое значение. Л., 1974.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II