2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
Давайте попробуем понять, как строится речь, то есть проследить путь от мысли к слову. О чем говорить? Как сделать свою речь интересной слушателю? Ответить на эти вопросы поможет знакомство с классическим риторическим каноном (образцом мыслительной и речевой деятельности).
Классическая риторика учила строить тексты-монологи, ориентированные на письменную форму изложения (церковная проповедь, речь адвоката, обвинителя, депутата парламента). Классический риторический канон, если ориентироваться на «Риторику» Аристотеля состоит из 5 частей.
Подбор содержания публичного выступления (инвенция).
Распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (диспозиция).
Словесное оформление речи (элокуция).
Запоминание.
Произнесение.
М.Т.Цицерон подразделяет риторику на такие же 5 частей, говоря: «Все способности и силы оратора служат выполнению следующих задач. Во-первых, он должен найти содержание для своей речи. Далее необходимо расположить найденное по порядку, затем украсить все это словами. Для укрепления речи в памяти надо все повторить. И, наконец, произнести ее перед слушателями». Первая русская риторика М.В. Ломоносова включает в себя 3 части: изобретение, расположение, украшение.
1. Подбор содержания публичного выступления (инвенция). Зависит от цели выступления: убедить, призвать к действию, информировать, развлечь, воодушевить, получить ответную реакцию, произвести впечатление. При отборе материала необходимо произвести оценку аудитории и обстановки.
Состав аудитории (образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), пол, возраст). Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты). В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
Численность аудитории. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Обстановка (где проходит выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...). Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, стараясь сохранять расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.
Классические риторы, изобретая речь, пользовались топами (способ изобретения содержания речи) или иначе смысловыми моделями. Топ в пер. с греч. – общее место. Учителя риторики предлагали модели построения речи, которые носили обобщенный характер, а в каждой конкретной ситуации реализовывались по-своему. В риторике Аристотеля 40 топов, у Цицерона – 16, у Ломоносова – 16 моделей-топов. Топы выделялись парные и единичные.
Примеры парных топов:
род и вид (любовь: истинная, первая, в браке и пр.),
целое и часть (человек: рука, нога, душа, разум / душа болит),
причина и следствие,
сопоставление и противопоставление (Москва и Питер),
общее и частное и пр.
Примеры единичных топов:
свойства (добродетели, пороки, душевные дарования, страсти),
обстоятельства (человек спит, громко похрапывая, во время экзамена в институте), имя (обращение к происхождению, смыслу слова – конец есть начало) и пр.
Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.
2. Диспозиция. Все, когда-либо садившиеся писать сочинение, письмо, эссе и пр., непременно задавались вопросом: «С чего начать?». А потом еще одним: «А как же закончить?» Диспозиция - взаимное расположение частей речи, с помощью которого оратор управляет вниманием слушателя. Платон говорил: «Всякая речь должна быть составлена, точно живое существо. У нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Важные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении речи:
В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать.
Оптимальный подбор и расстановка компонентов речи относительно друг друга. Все работает на убедительность, доказательность речи. Каждая мысль логично вытекает из предыдущей.
- Как долго говорил оратор?
- Два часа.
- И о чем?
- Он этого не сказал.
3. Общий объем выступления. Не пытайтесь взять много материала, если вы ограничены временными рамками. Помните: «Где мало слов, там вес они имеют».
Основные требования к аргументации
Не доказывайте очевидного.
Не пытайтесь объяснять то, что сами не вполне понимаете.
Не допускайте противоречия в своих доводах.
Все несильные аргументы в 1 горсть.
Начинайте с того, что объединяет вас и собеседника.
Аргументы должны воздействовать как на разум, так и на чувства («Ты думаешь, ты одна такая?»).
Аргументы должны быть конкретными (инфляция не просто низкая, а равна 18% в год). Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на человека.
На 3 место ставить самый важный вопрос (правило Сократа – 2400 лет).
Давайте обратим внимание на то, как строится классическая речь-рассуждение. Строгая хрия состоит из восьми частей и доказывает истинность или ложность исходного тезиса (дедуктивный метод Ш. Холмса).
Приступ (похвала авторитетам или описание).
Парафразис (экспозиция) – разъяснение темы.
Причина – доказательства тезиса (это так, потому что…). Топ «причина - следствие».
Противное (если это не так, то…). Топ «сопоставление: противное».
Подобие (это похоже на…). Топ «сопоставление: сходное».
Пример. Топ «пример».
Свидетельство (также считает…).
Заключение. Топ «свидетельство» - цитата, афоризм или собственный вывод – топ «следствие».
Последовательность частей может меняться. Суть нет – аналитический способ рассуждения.
3. Словесное оформление речи (элокуция). Чем отличается публичная речь от обычной? По-видимому, тем, что она пользуется особыми оборотами слов и мыслей: такими, которые сами не приходят на язык, а требуют обдумывания. Так рассуждали создатели античной риторики. Им казалось: как у человеческого тела есть одно естественное положение (руки по швам), а все остальное - уже позы, так и у речи есть один естественный, простейший склад, а все отличное от него - это фигуры.
В третьем разделе классического риторического канона еще с античности принято говорить о «цветах красноречия» - тропах и фигурах речи. Уже древние греки, задолго до нашей эры составили четкую классификацию и описали основные средства и способы украшения речи. Многие их названия имеют греческие и латинские корни, которые скрывают под собой покрытый пылью древности смысл (например, с легкостью ли вы ответите на вопрос: что такое зевгма?). Средства словесной образности во многом строятся на многозначности (полисемии) - наличии у слова нескольких значений.
Забросать цветами — выразить особое уважение, любовь.
Забросать песком — засыпать.
Забросать гранатами — уничтожить.
Троп (с греч. – поворот) – оборот речи – употребление слова или выражения в переносном значении. В сознании адресата и адресанта при этом одновременно присутствуют оба смысла, прямой и переносный («Ничего нет страшнее, чем развалины в сердце» - сравнение и метафора).
Риторические тропы, как справедливо замечает А.К. Михальская, это далеко не все случаи употребления слов в переносном значении (ср. глазное яблоко, гусеница трактора, ручка чайника), а только те, которые не утратили своей образности, двуплановости (любовь - рыба).
Троп – средство познания мира. Перенос значения с одного предмета на другой отражает ход познавательной деятельности человека. Выбор тропа – субъективный взгляд человека на мир, выражение человеком своих эмоций, расстановка приоритетов, ведь поэзия – это «лучшие слова, расставленные в самом лучшем порядке».
Риторическая фигура – (с греч. - схема) – особая форма синтаксической конструкции (необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений), которая применяется, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной. Риторических фигур насчитывается несколько десятков. Мы поговорим о самых простых и распространенных, без которых не обходится ни одна стоящая публичная речь. А.К. Михальская в «Основах риторики» говорит о 3 группах фигур, упоминая о существовании большого количества классификаций риторических фигур, возникших за 2500 лет существования риторики как науки:
Фигуры, в которых противопоставление понятий ведет к синтаксическому противопоставлению (антитеза, градация).
Фигуры, облегчающие восприятие, запоминание речи (повтор, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм и период).
Фигуры, которые служат для диалогизации монологической речи, оживляют внимание адресата (риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос и пр.).
Определите, к какому типу риторических фигур можно отнести следующие выражения.
Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении. Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии. У старинушки – три сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, третий вовсе был дурак. Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
4. Заучивание, запоминание. Ненужные паузы во время выступления - худшее, что может произойти. Если все же это случилось, то паузу надо обязательно держать, т.е. не проявлять признаков волнения, либо заполнять речью.
Методы избегания ненужных пауз
1. Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений.
2.Использование слов, стимулирующих появление очередных мыслей:
Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того.
3. Метод "блуждания по лабиринту": всестороннее освещение темы. Мысленно или вслух задаешь себе вопросы и сам на них отвечаешь.
5. Произнесение речи перед аудиторией. Существует три способа произнесения речи: чтение текста; воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов; свободная импровизация.
3. Речевые стратегии и тактики. Успех в общении зависит от умения эффективно владеть тремя определяющими категориями: логикой, психологией, речью. Побеждает тот, кто умеет быстро и точно реагировать на доводы оппонента и грамотно организовывать свою речь. Уместно здесь вспомнить слова Д. Карнеги, который говорил, что «всегда есть причина, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе. Выявите эту скрытую причину, и у вас будет ключ к его действиям, а, может быть, и к его личности».
Речевая стратегия – общая схема построения речи, направленная на достижение цели общения. Выбор стратегии определяется: особенностями речевой ситуации (участники, отношения, предмет речи); индивидуальными особенностями говорящего (темперамент, характер); национальными речевыми традициями. Каждая речевая стратегия реализуется через речевые тактики - совокупность средств и приемов реализации речевой стратегии, которые, в свою очередь, состоят из коммуникативных ходов или речевых поступков.
Стандартным для общения является случай, когда все участники коммуникации придерживаются принципа Кооперации, т.е. говорящий и слушающий находятся в живом взаимодействии, гармонии и соблюдают правила речевого общения. Эти правила сформулировал еще Аристотель: 1) говори то, что важно, 2) говори правду, 3) говори ясно.
В 70-е годы XX века филолог Г.П. Грайс возродил их в несколько измененном виде. «Я сформулировал постулаты таким образом, - пишет Г.П. Грайс, - будто целью речевого общения является максимально эффективная передача информации». Он выделяет четыре постулата:
количества (твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется);
качества (не говори того, что считаешь ложным);
отношения (не отклоняйся от темы);
способа (будь краток, избегай непонятных выражений и неоднозначности).
Р.Лакофф говорит об обобщенности принципов Грайса, невозможности их придерживаться. Особое внимание она уделяет этике речевого общения. Р.Лакофф предложила следующие критерии эффективного общения:
не навязывайся (категоричность в общении не нужна);
выслушай собеседника (важность обратной связи, выяснение общего информационного запаса собеседников);
будь дружелюбен (проявление положительных эмоций – лучший способ расположить к себе собеседника).
На основании этих критериев можно выделить 3 ведущие речевые стратегии, направленные на коммуникативное сотрудничество: 1. стратегия отстраненности; 2. стратегия отказа от выбора (предоставь выбор собеседнику); 3. стратегия близости.
Мы в своей речи не всегда можем прямо сказать то, что думаем. Тогда мы используем косвенные сообщения. Метасообщение – такое сообщение, смысл которого не складывается из использованных в нем слов, его нужно расшифровывать, разгадывать. Помните, у Ю.Визбора: «Один ответственный квартиросъемщик сказал женщине, не имеющей прописки на его жилплощади: «Дорогая, нам лучше выйти порознь».
Основные формы метасообщений: 1. намек (античная литература); 2. ирония (Сократ); 3. притча (Евангелие).
При использовании метасообщений есть свои «минусы»: адресат не всегда точно понимает то, что хотел сказать ему адресант. Вследствие этого - проблемы, конфликты и пр.
- Как дела у Р. на работе?
- В порядке. Ему нравятся сослуживцы и он еще не попал в тюрьму.
Соблюдение правил Кооперации – стандартный случай. Само понятие стратегии заимствовано из военного искусства, где во главу угла ставится не сотрудничество, а победа. Применительно к речевым стратегиям можно говорить о другом принципе общения - принцип Некооперации, когда говорящий ставит свои интересы над интересами слушающего. Там, где цели коммуникантов не совпадают, может возникнуть конфликт. Вот примеры некооперативных стратегий:
стратегия подчинения (т. уговоров, угроз),
стратегия дискредитации (т. оскорбления, насмешки),
стратегия власти (т. контроля над инициативой),
стратегия «свой - чужой» (т. навязывания информации, уклонения от ответа, рекламная).
При ведении жестких переговоров сторона, рассчитывающая на победу, использует такие «грязные уловки», как: дача заведомо ложной информации (блеф), двойное толкование, "салями", завышение первоначальных требований, расстановка ложных акцентов в собственной позиции, подмазывание аргумента.
В повседневном общении получили большое распространение статусные и ролевые речевые стратегии. В 60-х годах 20 века американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний и доказал, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний (Я – Родителя, Взрослого, Ребенка). Люди могут переходить из одного состояния в другое с разной степенью легкости.
Состояние Родителя. Человек действует так, как это делали его родители или люди, которые были для него авторитетом в детстве. Существует два варианта этого эго-состояния:
Критический родитель – хранитель заповедей, запретов, норм, правил («Я не могу все время делать за тебя твою работу!»)
Заботливый родитель – навязчивая готовность оказать любую помощь («Не волнуйся», «Все будет хорошо»).
Состояние Ребенка. Человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве.
1. Приспосабливающийся ребенок - повиновение, уход в себя, желание оправдать ожидания окружающих («Я согласен с вами», «А как я должен был поступить?»).
2. Естественный ребенок – спонтанное проявление чувств, независимо от желаний, ожиданий окружающих («Ну, старик, ты гений!»).
Состояние Взрослого. Человек трезво взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей и накопленный опыт. Быть в этом состоянии полезно при решении проблем, анализе разных точек зрения («Я готов подготовить отчет о проделанной работе к пятнице»).
Лекция №7.
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов