logo
методпособие 2010

3. Две концепции культуры речи

Первая из них – традиционная, монологическая, сложившаяся в лингвистике 20 века. Эта концепция основана на восприятии мира и монологической речи о нем. В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Серьезные логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре побеждал не тот, кто говорил убедительнее, а тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства.

Вторая - диалогическая концепция культуры речи предполагает активность в процессе общения не только со стороны говорящего, но и со стороны слушающего. Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. В культуре и обществе ныне царит многоголосие.

К культуре речи предъявляются новые требования: умение быстро устанавливать контакт, вести диалог, живо реагировать на реплики оппонента. В поле зрения культуры речи попадает не только вербальный, но и лингвистический план общения. Именно с этой, диалогической позиции мы и будем рассматривать культуру речи.