logo
методпособие 2010

2. Формы речи

В зависимости от направленности речи: внешняя (доступна другим) и внутренняя (только для себя) речь.  Исходным моментом любого речевого действия (внешней речи) является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию (переходу от внутренней к внешней речи), например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.

Внешняя и внутренняя речь противоположны друг другу:

По назначению: внешняя речь помогает установить контакт между людьми, внутренняя речь осознается только самим субъектом, без корректировок и вмешательств извне.

По кодам: у внешней речи коды доступны окружающим – акустический, интонационный, жестово-мимический, графический; у внутренней речи коды скрытые – образы, понятия, схемы мыслительной деятельности. Внутренняя речь – вербализованное мышление.

По объему: внутренняя речь доминирует над внешней. Внешняя речь – 2-3 часа в сутки, внутренняя - беспрерывно, даже во сне.

Внешняя речь имеет устную и письменную форму. Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения, предполагает наличие собеседника, зависит от того, как ее воспринимают (смех, одобрение, недовольство). Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы. Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.      

Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует письменную и устную формы речи. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.