logo
методпособие 2010

Практическая часть

  1. Объясните смысл следующих понятий.

Общение, коммуникация, коммуникативная компетенция, речевое поведение, языковая личность, речевая ситуация, дискурс, речевой жанр, речевой акт.

  1. Охарактеризуйте виды общения.

Контактное – дистантное; непосредственное – опосредованное; устное – письменное; диалогическое – монологическое; межличностное– групповое – массовое; частное – официальное. На основании каких критериев они выделяются?

  1. Ответьте на следующие вопросы:

4. Что понимается под «речевой ситуацией»? Определите компоненты речевой ситуации и подготовьтесь проиграть ее в аудитории.

5. Составьте рассказ об известном человеке, не называя его имени. Охарактеризуйте его речевое поведение так, чтобы их могли узнать ваши сокурсники. Какие черты языковой личности данного человека оказались наиболее узнаваемыми?

6. Назовите основные коммуникативные качества речи. На отсутствие какого качества указывает М. Зощенко?

Трудный это русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси – все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А ну-ка сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание, и портятся нервы. (…) Трудно, товарищи, говорить по-русски!

7. Составьте 10 карточек с примерами речевых ошибок и коммуникативных неудач. В чем, на ваш взгляд, причина ошибочного речевого поведения.

8. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на знания, полученные при прочтении литературы, и на собственный опыт. Оцените выступления по критериям, указанным в приложении.

Практическое занятие № 3