Практическая часть
Объясните смысл следующих понятий.
Общение, коммуникация, коммуникативная компетенция, речевое поведение, языковая личность, речевая ситуация, дискурс, речевой жанр, речевой акт.
Охарактеризуйте виды общения.
Контактное – дистантное; непосредственное – опосредованное; устное – письменное; диалогическое – монологическое; межличностное– групповое – массовое; частное – официальное. На основании каких критериев они выделяются?
Ответьте на следующие вопросы:
Что входит в понятие коммуникативной культуры?
Какое место культура речи занимает в общей культуре человека?
Представьте все понятия, связанные со словом культура, в виде схемы.
4. Что понимается под «речевой ситуацией»? Определите компоненты речевой ситуации и подготовьтесь проиграть ее в аудитории.
Вы - руководитель предприятия, Ваши подчиненные требуют повышения заработной платы. Вы не можете выполнить их требования. Ваши действия?
Вы начальник отдела, проводите оперативное совещание. В офис входит директор фирмы и просит разрешения сделать объявление, но речь его затягивается. Ваши действия?
Руководитель фирмы проводит совещание, на котором выступает служащий, выражая свое неудовольствие по поводу отсутствия материалов, недостатка информации и т.д. Как Вы отреагируете?
5. Составьте рассказ об известном человеке, не называя его имени. Охарактеризуйте его речевое поведение так, чтобы их могли узнать ваши сокурсники. Какие черты языковой личности данного человека оказались наиболее узнаваемыми?
6. Назовите основные коммуникативные качества речи. На отсутствие какого качества указывает М. Зощенко?
Трудный это русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси – все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А ну-ка сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание, и портятся нервы. (…) Трудно, товарищи, говорить по-русски!
7. Составьте 10 карточек с примерами речевых ошибок и коммуникативных неудач. В чем, на ваш взгляд, причина ошибочного речевого поведения.
8. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на знания, полученные при прочтении литературы, и на собственный опыт. Оцените выступления по критериям, указанным в приложении.
Невербальные средства общения и их роль в оценке эффективности коммуникации.
Национальные особенности невербального поведения участников общения.
Причины коммуникативных неудач.
Культура речи работников телевидения и радио.
Практическое занятие № 3
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов