logo
методпособие 2010

Виды слушания

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «да?», «это интересно», «понимаю», «приятно это слышать», «можно поподробнее?» и т.п. или невербальных жестов поддержки, например утвердительный кивок головы (смерть близкого человека, увольнение с работы).

Рефлексивное (или активное) слушание - это обратная связь с говорящим с целью контроля точности восприятия услышанного. Например, если вам предстоит получить указания, как работать со взрывчатым веществом. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, резюмирование.

Выяснение - это безоценочная техника, используя которую, мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из деловых интересов, так и с целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его. Инструментами выяснения являются вопросы типа «повторите еще раз», «уточните, что вы имеете в виду», «вы что-то еще хотели сказать?» и т.п.

Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Перефразирование может начинаться словами: «как я вас понял...», «по вашему мнению...», «другими словами, вы считаете...» Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы в сообщение.

Резюмирование - это подытоживание основных идей и чувств говорящего. Типичными фразами могут быть следующие: «Вашими основными идеями, как я понял(а), являются...», «Если подытожить сказанное вами, то...» и т.п.

Эмпатическое слушание - особый вид поведения слушающего. Его популяризировал известный американский психотерапевт Карл Роджерс, который был уверен, что, слушая, можно помочь человеку понять его собственную ситуацию и проблемы. Цель эмпатического слушания - уловить эмоциональную окраску сообщения и то, какие чувства при этом испытывает собеседник («если я не ошибаюсь», «возможно», «вероятно», «это так?» и т.п.).

Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).      Навыки чтения не одинаковы у разных людей. Иногда студенты читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.

Типичными недостатками чтения являются:

  1. Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.

  2. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.

  3. Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимаются 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.

  4. Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.

  5. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение.