Речевое поведение человека
Понятие речевого поведения, его составляющие.
Характеристика дискурса.
Структура речевой ситуации.
Типы речевых действий.
Немногие представляют себе, насколько наше благополучие в отношениях с близкими зависит от того, что и как мы говорим, т.е. от нашего речевого общения. Наше речевое поведение многогранно, многоаспектно. Мы по-разному выстраиваем его в обыденной и профессиональной жизни, выбирая для каждого типа общения соответствующее ему речевое поведение, включающее не только словесную речь, но и ее сопровождающие (мимика, жесты и пр.). В речевом поведении выделяются крупные относительно самостоятельные действия, обслуживаемые устойчивыми комплексами речевых жанров. Научная конференция и свадьба, учебное занятие и прием гостей, дипломатические переговоры и семейный скандал - все это речевые события.
Речевое событие – основная единица речевого общения, законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие включает в себя речевую ситуацию и дискурс.
Так, для научной конференции типичны жанры доклада, сообщения, полемического выступления и т.п. Причем, она имеет специально организованную структуру, в которой сообщений следуют по заранее установленному порядку, в соответствии с принятым регламентом, вслед за выступлением следуют вопросы и обсуждение. В ходе конференции возможно представление участников, поздравления, заявления, объявления и т.д., но все это не противоречит общей функции данного речевого события: изложения и обсуждения научных идей, т.е. выполнения информационной функции.
Прием гостей обслуживается такими жанрами, как приветствие, светская беседа, обмен комплиментами, анекдот - это риторические жанры, которым нужно учиться. Они направлены на установление и поддержание общения, практически не несут чистой информации, поэтому выполняют фатическую функцию. Фатические и информативные жанры требуют разных стратегий, дикуют определенные нормы поведения в рамках жанра, которые не записаны, но их нарушение сразу ощущается, например: студентка делает выговор профессору за то, что он долго проверял ее курсовую работу или наш знакомый на риторический вопрос: «Как жизнь?» - начинает долго и подробно перечислять события своей жизни.
Речевые жанры - это, по мнению М.М.Бахтина, относительно устойчивые типы текстов, владение которыми обязательно для всех общающихся. Пример жесткой жанровой нормы: военное общение. В светском общении жанровая норма нежесткая, имеет множество стратегий и вариантов.
Каждое речевое событие состоит из следующего набора компонентов: 1) дискурс (поток речевого поведения); 2) речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, их социальные роли, отношения между ними, цель общения, обстоятельства, в которых происходит общение.
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов