2. Характеристика дискурса
Термин «дискурс» восходит к классической риторике, где он обозначал язык, рассматриваемый в реальном применении. Discurro, discursum – 1. рассказывать, излагать; 2. бегать туда-сюда. Дискурс – это живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события (вербальное и жестово-мимическое поведение). Дискурс, с точки зрения Н.Д. Арутюновой, «речь, погруженная в жизнь».
Поток речевого поведения (дискурс) включает в себя:
а) Вербальное поведение - слова, которые можно записать на бумаге. Вербальное поведение зависит от темы разговора, от социальных ролей собеседников, от уровня их развития и культуры.
б) Акустическое поведение - громкость, высота тона голоса, темп речи, длительность пауз. Все это может зафиксировать магнитофонная запись. Быстрый темп речи и резкая смена тона голоса свидетельствуют о проявлении эмоций. Акустическое поведение имеет национальный характер (испанцы, итальянцы говорят громко, быстро; финны и прибалты - медленно и монотонно).
в) Жестово-мимическое поведение - движения лица и тела, взгляд, мимика, жесты, позы. Особенности жестово-мимического поведения можно отследить с помощью видеокамеры.
г) Пространственное поведение - расстояние между говорящими, угол разворота их тел и лиц).
Жесты и мимика имеют национальную специфику, кивок головой у нас означает согласие, поворот головы влево и вправо - отрицание, а у болгар с точностью до наоборот; сокрушенный взмах руками, свидетельствующий у русских о пропаже или неудаче, у хорватов - признак удовольствия и успеха.
Если в Голландии покрутить пальцем у виска, подразумевая, что ваш собеседник сказал глупость, то вас поймут иначе: этот жест у голландцев означает, что сказанная мысль является остроумной. В некоторых странах Африки смех не признак веселья, а показатель изумления и даже замешательства. Европейцу не важно, какой рукой ему что-то подают, но если на Ближнем Востоке протянуть деньги, еду или подарок левой рукой, то это будет воспринято как оскорбление, поскольку левая рука в исламе считается нечистой. Мы, прощаясь, машем раскрытой кистью руки, обращенной ладонью к другим, у некоторых народов ладонь обращена к себе. Мы при встрече пожимаем руку, а папуасы трутся носами. Жесты не только национальны, но и исторически изменчивы: ушли в прошлое поклоны и реверансы. Существует, пожалуй, лишь один универсальный и неизменный жест - указательный.
Дистанция также определена национально и индивидуально. Кто-то из нас любит разговаривать с собеседником, находясь от него подальше, другим требуется более близкое расстояние, а иногда и тактильный контакт: теребить пуговицу на пиджаке собеседника, снимать с него несуществующие пылинки, держать его за руку и т.п.
Отечественными и зарубежными психологами выделяются 4 зоны общения:
1. Интимная зона (от 15 до 46 см) - общение с родственниками, близкими и друзьями.
2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м) — общение на официальных приемах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) — общение с посторонними и малознакомыми
людьми.
4. Общественная зона (более 3,6 м) - общение с большой аудиторией.
Зависят пространственные зоны и от национальной традиции, от климатической зоны (южанин северянин), от места проживания (город деревня). У японцев она составляет 25 см, у американцев - 90 см.
А. Пиз, автор книги «Язык телодвижений» описывал сцену разговора японца с американцем, когда японец хотел уменьшить дистанцию и приближался к американцу, а тот, чтобы сохранить привычную для него дистанцию, отступал. Так они передвигались по комнате. Если бы видеозапись этого разговора можно было воспроизвести с ускорением, то создалось бы впечатление, что собеседники танцуют по конференц-залу и японец ведет своего партнера.
Предположите, у кого дистанция будет большего размера: у южан или северян, у горожан или деревенских жителей. Объясните эти различия.
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов