3.Структура речевой ситуации
В речевой ситуации выделяются ее участники, их принято называть говорящим и слушающим или адресантом и адресатом. Кроме главных действующих лиц, в речевой ситуации могут принимать ее наблюдатели, свидетели, они также могут влиять на ход ситуации - их принято называть аудиторией. Говоря о действующих лицах речевой ситуации, следует учитывать их социальные роли. Если беседуют соседи, приятели, знакомые, их отношения равноправные; если беседа проходит между преподавателем и студентом, родителями и ребенком, начальником и подчиненным - отношения строятся в соответствии с субординацией, иерархией.
Другой элемент речевой ситуации - это цель речи коммуникантов. Цель говорящего - это тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи.
Обстоятельствами и условиями речевой ситуации считаются только те, которые могут повлиять на ее ход, влияют на нее и определяют ее. Например, небезразлично, если начальник встретит нерадивого подчиненного в коридоре и пожурит его за опоздание или вызовет его к себе в кабинет, будет при этом подчиненный один или в компании коллег и т.д.
Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.
Речевое событие может быть расчленено на отдельные фрагменты - речевые действия. Отдельное речевое действие называется речевым актом (в диалоге - реплика одного из собеседников, в бытовой ссоре - колкость, оскорбление, выражение обиды, в ситуации знакомства обращение, приветствие, представление и т.д.).
В каждой конкретной ситуации мы может совершать множество речевых актов. Каково же их количество на самом деле? Все многообразие речевых актов можно соотнести с речевыми целями говорящего. Окажется, что их не так уж и много.
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов