logo
методпособие 2010

3.Структура речевой ситуации

В речевой ситуации выделяются ее участники, их принято называть говорящим и слушающим или адресантом и адресатом. Кроме главных действующих лиц, в речевой ситуации могут принимать ее наблюдатели, свидетели, они также могут влиять на ход ситуации - их принято называть аудиторией. Говоря о действующих лицах речевой ситуации, следует учитывать их социальные роли. Если беседуют соседи, приятели, знакомые, их отношения равноправные; если беседа проходит между преподавателем и студентом, родителями и ребенком, начальником и подчиненным - от­ношения строятся в соответствии с субординацией, иерархией.

Другой элемент речевой ситуации - это цель речи коммуникантов. Цель говорящего - это тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи.

Обстоятельствами и условиями речевой ситуации считаются только те, которые могут повли­ять на ее ход, влияют на нее и определяют ее. Например, небезразлично, если начальник встретит нерадивого подчиненного в коридоре и пожурит его за опоздание или вызовет его к себе в каби­нет, будет при этом подчиненный один или в компании коллег и т.д.

Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.

Речевое событие может быть расчленено на отдельные фрагменты - речевые действия. От­дельное речевое действие называется речевым актом (в диалоге - реплика одного из со­беседников, в бытовой ссоре - колкость, оскорбление, выражение обиды, в ситуации знакомства обращение, приветствие, представление и т.д.).

В каждой конкретной ситуации мы может совер­шать множество речевых актов. Каково же их количество на самом деле? Все многообразие рече­вых актов можно соотнести с речевыми целями говорящего. Окажется, что их не так уж и много.