Как различить близнецов?
Время от времени заглядываю в «Словарь трудностей русского языка» (очень рекомендую всем обзавестись этим справочником). Интересен он тем, что содержит объяснение различных затруднений, возникающих у человека в устной и письменной речи. Я выделила слово различные; это значит, что в одной книге можно найти разъяснения относительно разнообразных проблем, связанных с произношением, толкованием, написанием слова. Очень удобно.
Но использую я этот словарь не всегда «по прямому назначению», то есть не для решения какого-либо сложного вопроса. Заглядываю в него так сказать из житейского любопытства: что может вызвать затруднения в русском языке?
Например, меня очень удивляет путаница слов НАДЕТЬ и ОДЕТЬ. Какое-то «заколдованное место» русского языка! И так как вопрос существует, и мне его продолжают задавать, значит, надо ответить, чем эти слова отличаются и не пора ли считать пустой придиркой неразличение этой пары, заслужившей название «близнецов»?
Мне эти глаголы кажутся внятно неодинаковыми из-за разных приставок с чётко выраженным значением. Приставка НА- в глаголах обозначает направленность действия на что-либо: наклеить, набросить, надеть.
В речи глагол НАДЕТЬ соседствует с предлогом на (приставка как бы дублируется): надеть на руку браслет. Образуется модель НА-деть нечто НА что-то. И даже если мы не произносим предлог, он легко восстанавливается: надеть плащ (на плечи), надеть перчатки (на руки), надеть куртку (на ребенка), надеть рубашку (на себя) и пр.
Приставка в глаголе ОДЕТЬ имеет другое значение – действие вокруг предмета: окружить, окутать, одеть. Модель использования этого слова тоже другая, она не предполагает предлога – О-ДЕТЬ КОГО-ЛИБО: одеть ребёнка, одеться модно. Этот глагол часто используется с суффиксом –ся: одеться, одеваться.
Разное значение, а следовательно, и необходимое разное использование этих слов поддерживается разными антонимами. Для глагола надеть – это будет снять, а для слова одеть – раздеть!
Как видим, слова эти разные. И всё же неспроста их относят к почти неискоренимым ошибкам, на неё указывали ещё в XIX веке. Она встречается и у классиков нашей литературы: Одевши рубаху, штаны, опорки и серый халатик, он самодовольно оглядывал себя (Чехов). Хотя в другом рассказе – Он надел все свои знаки отличия.
Ошибочное употребление этих глаголов обычно выражается в почти полном игнорировании слова НАДЕТЬ и в замене его «близнецом» одеть. Чем так не угодил этот замечательный глагол, мне трудно понять. В речевой практике древнерусского языка и в фольклоре отдавалось предпочтение именно слову одевать: шуба одеванная (в «Олонецких актах» 1661 г.); и одевъ одежды своя (в «Книге земледелательной» 1705 г.); он чулочки одевает (в «Псковских песнях XIX века»).
Может быть, когда мы ошибаемся, в нас говорит «языковая память предков»? Но как всякая память она должна иметь принятые формы хранения. Знание этих форм и отличает грамотного человека от… просто человека.
Опубликовано в:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ. Прочитав предложенный материал, приведите примеры использования аббревиатур в городе, институте, на факультете.
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50