Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
Как в двух словах сформулировать секрет хорошей речи? Очень просто – уместность. Именно этот критерий я выбрала бы в качестве первостепенного. Он как нить Ариадны поможет не заблудиться в лабиринте родного языка и речи.
…Наша лексика формировалась на протяжении сотен веков. Именно поэтому И.С. Тургенев сказал о величии, могуществе и богатстве русского языка. Накопленное за многие столетия многократно было востребовано в различных обстоятельствах. Постепенно произошло «расслоение» русской лексики по типичным ситуациям. Есть слова, приемлемые только в устном употреблении, есть характерные для деловой письменности, есть те, которые пригодны для очень небольшого количества ситуаций, а некоторые будут кстати почти в любом случае. Большой объем слов – это не беда, это мощь и сила языка. Как же мы силу превращаем в слабость? Как при таком богатом прошлом мы умудряемся говорить скудно и бедно?
Вот почему я считаю главной проблемой культуры речи не плохое знание слов (их произношения, постановки ударения, точного знания значения и пр.), а слабое представление тех, кто их произносит, в какой именно ситуации то или иное слово уместно.
Есть у лингвистов понятие – сферы речи, которые выделяются, чтобы различать общение в зависимости от социальных задач. Можно по-разному представить количество этих сфер. Классик филологии М.М. Бахтин в одной из работ выделил научную, техническую, публицистическую, деловую, бытовую сферы. В другой работе он говорил о художественной, производственной, деловой, бытовой и идеологической сферах. Главное в этом разграничении – понимать, что у каждой сферы свои цели и решаются они своими языковыми средствами.
Замечательно прокомментировал в 1995 году тогдашний председатель российской телерадиокомпании О. Попцов кампанию по выборам в шестую Государственную Думу. Когда депутаты позволили себе в публичных выступлениях ненормативную лексику, он сказал: «Мат – это, безусловно, элементы лексики, но не элементы предвыборной агитации» и… запретил показ «нецензурных» фрагментов.
Вспоминается красивый пример отличного владения речевой культурой, в которую входит знание всех стилистических особенностей русского языка. Разве кто будет спорить, что произношение слова «килОметр» – просторечно и недопустимо в литературной речи. Однако вдумайтесь в ответ крупнейшего советского металлурга, вице-президента АН СССР И.П.Бардина. На вопрос о том, как это слово произносить, он ответил: «Когда как. На заседании Президиума Академии – киломЕтр… Ну а на Новотульском заводе, конечно, килОметр, а то подумают, что зазнался Бардин». Этот ответ показывает, насколько чуток был академик к стилистическим нюансам русской лексики, насколько развито у него было чувство речевой сферы.
Однажды студентам был задан вопрос: почему известный бард, поэт и композитор Юлий Ким, в одной из песен к фильму «Бумбараш» использовал просторечную форму хочут и «неправильное» ударение в слове «коням»? Напомню, что поёт её главный герой: Ходят кони над рекою, Ищут кони водопою. Ах, как же коням быть? Хочут кони пить. Большинство студенческих ответов звучало так: автор вставил это для рифмы, «хотят» здесь не подходит… Тó, что филологи и журналисты знали литературную норму, не радовало. Потому что это элементарные знания. Огорчало тó, что студенты не видели стилистически оправданного употребления просторечия, ведь песня передаёт мысли и настроения простого крестьянского парня, он не мог сказать по-другому.
Эти простые примеры учат видеть границы сфер, ощущать их шестым чувством. Примеры можно множить, я думаю, у каждого найдутся свои.
Конечно, уместностью не исчерпывается весь спектр оттенков красивой речи. Но мне кажется, что именно её следует поставить во главу угла, потому что у человека говорящего накоплен достаточный речевой опыт, его только необходимо как можно скорее систематизировать, сгруппировав свою лексику по сферам и используя её уместно.
Опубликовано в:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50