logo
RABOChAYa_TETRAD__RUS_YaZ_I_KUL_TURA_REChI

О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них

Бесспорно, наша речь говорит о нас гораздо больше, чем многие внешние факторы – костюм, общественное положение, должность и ученые звания. Есть в нашей речи слова, которые являются показателем недостаточной культуры, однако есть и те, по которым узнается настоящий «речевой аристократ».

Неточности при образовании новых форм слова могут происходить от неправильно определенного базового корня. Разберемся с корнем слова рефлектировать, означающего раздумывать, размышлять о чем-нибудь с большою, внутреннею сосредоточенностью.

В наш активный словарь вошло слово рефлекс – всякий более или менее представляет себе, что это такое. Рефлекс, как ответная реакция организма, относится к сфере физиологических реакций. От этого слова образованы производные: рефлекСогенный, рефлекСология, рефлекСотерапия, рефлекСировать и пр. В к/ф «Ванильное небо» герою Тома Круза предлагают прикрыть обезображенное лицо маской, которая (цитирую слова врача): «Позволит рефлекСивно сокращать мышцы».

Казалось бы, никаких языковых проблем. Но нет. Прилагательное, означающее «совершаемый путём рефлекса; непроизвольный, бессознательный», образовывается неожиданно – рефлекТорный. Откуда взялась т? Многие из нас знакомы с прибором многопланового предназначения – рефлектором, который можно перевести как «отражатель». Там тоже т. Происхождение «загадочного» т просто. При образовании некоторых производных слов используется не латинское существительное reflеxio, а латинский глагол reflectere. Заметили появление в корне t? Вот почему не связанный с физиологическим рефлексом глагол рефлектировать, то есть раздумывать, размышлять, анализировать, пишется и произносится с т, хотя в базовом слове рефлексия (самопознание, глубокие раздумья) буквы «т» нет.

Чтобы не было это слово исключительным, можно вспомнить похожие замены: в корне слова инструкция не сохраняется ц при образовании глагола – инструктировать от лат. instruction – наставление; в слове дискутировать тоже произошла мена – дискуссия.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ. Ниже приведён материал, который поможет вам разобраться в одном из сложных вопросов культуры речи. Приведите свои примеры трудных случаев словоупотребления («неразличения» или частой путаницы) других слов.