О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
Бесспорно, наша речь говорит о нас гораздо больше, чем многие внешние факторы – костюм, общественное положение, должность и ученые звания. Есть в нашей речи слова, которые являются показателем недостаточной культуры, однако есть и те, по которым узнается настоящий «речевой аристократ».
Неточности при образовании новых форм слова могут происходить от неправильно определенного базового корня. Разберемся с корнем слова рефлектировать, означающего раздумывать, размышлять о чем-нибудь с большою, внутреннею сосредоточенностью.
В наш активный словарь вошло слово рефлекс – всякий более или менее представляет себе, что это такое. Рефлекс, как ответная реакция организма, относится к сфере физиологических реакций. От этого слова образованы производные: рефлекСогенный, рефлекСология, рефлекСотерапия, рефлекСировать и пр. В к/ф «Ванильное небо» герою Тома Круза предлагают прикрыть обезображенное лицо маской, которая (цитирую слова врача): «Позволит рефлекСивно сокращать мышцы».
Казалось бы, никаких языковых проблем. Но нет. Прилагательное, означающее «совершаемый путём рефлекса; непроизвольный, бессознательный», образовывается неожиданно – рефлекТорный. Откуда взялась т? Многие из нас знакомы с прибором многопланового предназначения – рефлектором, который можно перевести как «отражатель». Там тоже т. Происхождение «загадочного» т просто. При образовании некоторых производных слов используется не латинское существительное reflеxio, а латинский глагол reflectere. Заметили появление в корне t? Вот почему не связанный с физиологическим рефлексом глагол рефлектировать, то есть раздумывать, размышлять, анализировать, пишется и произносится с т, хотя в базовом слове рефлексия (самопознание, глубокие раздумья) буквы «т» нет.
Чтобы не было это слово исключительным, можно вспомнить похожие замены: в корне слова инструкция не сохраняется ц при образовании глагола – инструктировать от лат. instruction – наставление; в слове дискутировать тоже произошла мена – дискуссия.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ. Ниже приведён материал, который поможет вам разобраться в одном из сложных вопросов культуры речи. Приведите свои примеры трудных случаев словоупотребления («неразличения» или частой путаницы) других слов.
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50