Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
Помните «Историю одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина? В нём писатель изобразил, мягко говоря, некомпетентных градоначальников. Про актуальность щедринского произведения говорить не приходится. Мне хочется иногда обладать пером великого сатирика, чтобы показать тех современных чиновников, которые не могут овладеть родным языком.
Вот какая «история одного слова» произошла у чиновников с образованием сложного (в смысле – сложенного из двух основ) слова Параолимпийский. Как вы знаете, это спортивные игры для людей с ограниченными возможностями, то есть для инвалидов. Проводятся они вслед за Олимпийскими играми. И модель, по которой создано данное слово, прозрачна как родник: значение греческого «пара-» – «возле, около, рядом» или «отклонение от чего-либо». Однако этот родник был замутнён. Федеральным законом от 9.11.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено нелогичное, неправильное и ошибочное для русского языка написание «Паралимпийские игры» и «Паралимпийский комитет».
«У нас появилась Лимпиада», – отреагировал на это ответственный редактор «Русского орфографического словаря», председатель Орфографической комиссии РАН В.В. Лопатин. И не только он. Так подумает – и совершенно правильно сделает! – всякий, кто хорошо знает свой родной язык. Хотя обе части в слове Параолимпийский заимствованные, но законы, по которым создаются слова, свои, родные, не иностранные! Лингвисты не устают повторять, что иноязычное слово, попав в наш язык, адаптируется в нём согласно тенденциям развития русского языка, а не английского, греческого и прочих.
Знание родного языка не приходит просто так. Это научное, хотя бы на школьном уровне изучение «особой знаковой системы»– именно таково одно из определений языка. Системы! Следовательно, изучать надо не отдельные разрозненные слова врассыпную, а постигать порядок, закономерности устройства этого сложного целого – родного языка.
Как известно, создание сложных слов в русском языке строится по простым правилам сочетания двух основ. Корни соединяются гласными о и е: самоходный, металлолом, путешествие, нефтепровод, пулемёт; дальнобойный и дальнеструйный, каменоломня и камнедробилка, конокрад и коневод, кровожадный и кровеносный. Если первая часть сложного слова – греческий или латинский по происхождению корень, то написание будет таким же: автомобиль, гидростанция, электросвязь, киносеанс, стереосистема, телефон, потому что подавляющее большинство этих основ оформлено с конечным о, лишь немногие из них пишутся с е.
Не все греко-латинские элементы оканчиваются на о или е. Есть среди них и квази- (квазинаучный), и анти- (антифашист), и поли- (поливитамины), и авиа- (авиамодельный), и пара- (паранормальный, парамагнитный).
Как видите, сложные слова, созданные в результате соединения основ, сохраняют оба корня нетронутыми.
Однако оказалось, что в случае со словом параолимпийский написание определила не система языка, а международные спортивные организации, как сказано в справке к названному Федеральному закону.
Другой русский классик, чьим сатирическим оружием была басня, заметил по похожему поводу: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». Последствия этого известны.
Опубликовано в: Новая университетская жизнь. 25.03. 2010.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопрос школьника (случай из практики): Почему пишется видеосалон, если говорят видик и видишь?
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50