logo
RABOChAYa_TETRAD__RUS_YaZ_I_KUL_TURA_REChI

Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография

Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка. Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка.

Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур – всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль – стиль эпохи информационного развития.

Ле́ксика(отгреч.λέξις– «слово», «оборот речи») – разделнауки о языке, изучающий значенияслов.

Также под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей (ср. с терминомлексикон).

Лексикон(от греч. «словарь»): 1) то же, что словарь (устаревшее). 2) запас слов, выражений.

ЗАДАНИЕ. Самостоятельно определите значение терминов «лексикология» и «лексикография».

По социальному употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ.

ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите таблицу, сделайте вывод о составе лексики современного русского языка. Продумайте примеры для каждой лексической группы.

СТИЛЬ (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПЛАСТ)

высокий

нейтральный

книжный

разговорный

исконная лексика

иноязычная

(заимствованные и иностранные слова)

новая лексика

устаревшая (архаизмы)

научный

официально-деловой

публицистический

художественный

просторечный

диалектный

жаргонный

профессиональный

вульгарный

модные слова и выражения

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с материалом, в котором показан один из путей пополнения лексического состава русского языка. Сделайте вывод о разнице в значении слов «библиография» и «список литературы».