Часть 2. Желание выделить
Что же говорят лингвисты об употреблении прописных и строчных букв? Если вы хотите располагать полной и исчерпывающей информацией, то вам следует обзавестись словарём-справочником Семёновой Н.М. «Прописная или строчная?» (М.: Русский язык, 2006). Тогда вы будете защищены от неправильного написания и мучительных раздумий над вопросом, как следует написать такие слова, как: Государственная дума, президент (но в официальных документах Президент Российской Федерации), министерство (но с заглавной, если оно выступает первым словом официального названия, например, Министерство образования), губернатор, глава города, генеральный директор, ректор, завкафедрой, учёный совет и ещё много других, нужных вам слов.
Однако читающему эти строки хотелось бы получить более определенный ответ, чем отсылка к словарю. И читатель прав. Вот что следует знать в случае неотложной помощи. Названия государственных органов, учреждений, политических и общественных организаций, праздников и пр. регулируются прихотливыми правилами. Общую тенденцию выделить можно (правда, она не гарантированно защитит вас от неправильного написания, но всё же общую установку даст): в сложном названии, состоящем из двух-трёх и более слов, с прописной, то есть большой буквы как правило пишется только первое слово. Это при условии, что в название не входят слова, пишущиеся с прописной буквы «всегда», то есть имена собственные.
Поясним это на примере Сибирского отделения Российской академии наук. Название состоит из двух частей. Только первое слово каждого пишется с прописной. А вот в аббревиатуре все буквы прописные – СО РАН. Вот почему мы пишем с прописных «аббревиатурные» названия факультетов (ФФиЖ, ППФ и пр.), но со строчной - их полное название: факультет филологии и журналистики, психолого-педагогическй факультет и так далее.
Желание написать название с прописной буквы можно объяснить стремлением выделить названный предмет. Особенно прописные буквы используются в оформительском дизайне. Вот эта практика и влияет на неподготовленного, не вооружённого знаниями пишущего. Но, я думаю, студент нашего вуза сейчас достаточно вооружён и не будет внедрять «дизайнерские» изыски в научный и учебный текст.
Опубликовано в:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50