Непростой характер чисел
Согласитесь, интересно, что глагол счёта (считать) и глагол чтения (читать) настолько похожи. Действительно, первоначально глагол «ЧЬТУ» означал и считаю и читаю (наверное, вы заметили сходство со словами честь, почитаю, прямыми родственниками этого же корня). Это потом их значения разошлись, от каждого из этих базовых слов образовались десятки других, хорошо всем известных. Мы сосредоточим внимание на числе, причём не на слове и его производных, хотя среди них есть очень интересные, допустим разговорная форма раз-два и обчёлся, что связано со формой обсчитался, счёл. Мы обратим своё внимание на то, как число ведёт себя в речи.
Числительное – одна из прихотливых частей речи, потому что… склоняется. Но что особенного в том, что склоняется именная часть речи (именная – потому что «имя числительное»)? Ведь по падежам изменяются и другие «имена» – существительное и прилагательное. Однако именно за числом говорящий почему-то старается закрепить неизменяемость. Попробую доказать это на простых примерах, попросив прочесть: Прошёл форум с 7895 участниками. Или: 2008-ой год. Или же: Цены от 500 рублей. Если у вас сходу получилось сказать: с семью тысячами восьмьюстами девяноста пятью, две тысячи восьмой и от пятисот – вам не надо читать дальнейшее (разве что из простого интереса).
Если же вы испытали трудности хоть в одном из трёх случаев, вам лучше узнать следующее. Количественные числительные (первый пример) обязательно склоняются, сколько бы их ни было; а вот порядковые (второй пример) – нет, в них изменяется лишь последнее слово: двухтысячный год, две тысячи первый, две тысячи второй и пр. И ни в коем случае не *двух тысяч(н)о восьмой, как нередко приходится слышать! В круглых числах с компонентом «сто» – от 200 (двухсот) до 900 (девятисот) – тоже склоняются обе части, причём именно так: пятисóт, пятистáм, пятьюстáми, о пятистáх (а не *пятиста и под.). Зная эту трудность, авторы орфографических словарей приводят все формы таких числительных.
Казалось бы, то, о чём я говорю, хорошо известно из школьного учебника русского языка. Но практика, то есть звучащая вокруг речь, не подтверждает этого. Все в школе «проходили тему «Имя числительное», учили правила, однако теория не стала прочным речевым навыком. Однако такой навык грамотной речи необходим современному человеку. Вот почему я решила напомнить о сложном характере числа.
Кстати сказать, число не только этимологически «живёт» во многих словах: скажем, латинское decem (десять) обнаруживаем в декабре (и в декане – так именовался в древнеримских войсках начальник 10 солдат). Оно ещё интересным образом переплелось с месяцем. Судите сами.
Если вы называете некоторый срок, то говорите: к первому сентябрЯ, к 23-му февралЯ, к 8-му мартА, к седьмому апрелЯ (а не к *1-му сентябрю, 23-му февралю, 8-му марту, к седьмому апрелю). Дело в том, что числительное управляет существительным и требует после себя родительного падежа: два, три, четыре, пять и пр. чего? сентября, апреля, мая, ноября и пр. Причем, начиная с пяти, существительное находится во множественном числе. Именно поэтому герой Зощенко не мог образовать форму «пять кочерёг», тогда как «четыре кочерги» у него получалось легко. Если же число не называть, то месяц ставится в дательный падеж: к сентябрю, февралю, марту, апрелю.
Обещаю, что в следующем выпуске, который выйдет к 13-му марта, продолжу тему чисел. Нам есть ещё чему поучиться у них.
Опубликовано в: Новая университетская жизнь. 28.02.2008.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ. Прочтите иллюстративный материал о красноярском топониме. Сделайте вывод о его словоизменении.
Прокомментируйте появившуюся в устной и письменной речи красноярцев тенденцию не склонять данное название (например: На острове Татышев пройдут соревнования байкеров).
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50