1. Неадекватность высказывания г
Реплика слушающего свидетельствует о том, что он считает П, содержащиеся в высказывании говорящего, ложными / необоснованными / неправомерными / несостоятельными.
(Лаврухин: Записи Павлика были у тебя <…> и завешить дело надо было именно тебе.>> Существовали записи Павлика Ведерников: Не было никаких записей Павлика.
смягчение для выражения вежливого несогласия, поправки(Actually)
Своевременное опровержение ложных П – важная задача в некоторых сферах общения (политической, судебной, масс-медиа)
2. Непонимание
Г просчитался в оценке знаний адресата
− Можете меня поздравить! Я поймал того
проклятого мужика, который продал мне птичку…
− Какую птичку?
− Неблагонадежную
3. Выражение согласия / несогласия
В коммуникативных контекстах данного типа слушающий реагирует на определенное
мнение говорящего
− Вы и в жизни такой же веселый, как в ваших
рассказах?
− А разве мои рассказы веселы?
4. Выражение недоверия
− Я вам отдам его [дом] за пятьсот золотых талеров и, кроме того, помогу с оформлением
лицензии на огородничество. <…>
− Это что же получается, на огородничество у вас требуется лицензия? − недоверчиво
спросил он
5. Выражение эмоционального отношения адресата к полученной информации
Реагируя на П, слушающий может выразить свое эмоциональное отношение (удивление,
недоумение, страх, возмущение, радость, ирония, сарказм) к факту или объекту, упоминание о котором в виде П содержится в высказывании говорящего.
Неля: А вы кто ему будете?
Маша: Жена.
Неля (разочарованно): А у него жена есть?
Какой Х?!
лингвоспецифичная разновидность (рус.): эмоциональные реакции на экзистенциальные П,
которые строятся по модели ‘Какой Х?!’слушающий помимо развенчания ложных взглядов
говорящего выражает также свое возмущение, ироничное отношение к предшествующему
высказыванию/говорящему и т.п.
─ Давай ключи, ─ говорят, ─ а не то мы все замки
посшибаем!
─ Какие замки? У нас склад на фотоэлемент поставлен,
на автоматику
Yandex.RTB R-A-252273-3- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.