28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
Определения:
В = важный прагматический фактор, регулирующийобщение, позволяющий избегать конфликтных ситуаций (Дж. Лич)
В = взаимная поддержка - ‘interpersonal supportiveness’
В = сложная система смягчения «опасных» РА (Браун иЛевинсон)
В = демонстрация доброго отношения к собеседнику,проявление расположенности, доброжелательности и симпатии (В.И.Карасик). Способы его демонстрации могут быть различными, они определяются типом культуры и социальными отношениями. Вежливость состоит в том, чтобы научиться согласовывать свои действия с действиями окружающих в рамках определенной социальной группы, но может рассматриваться и как угнетающая сила, навязывающая конформизм и почтение.
Вежливость – национально-специфическая коммуникативная категория, содержанием которой является система ритуализованных стратегий коммуникативного поведения (языкового и неязыкового), направленных на гармоничное, бесконфликтное общение и соблюдение общественно принятых оммуникативных норм и определяющих выбор наиболее оптимальных коммуникативных средств.Вежливость является отражением социально- культурных отношений, ядро которых составляют социально-психологическая (горизонтальная) и статусная (вертикальная) дистанции, имеющие в каждой культуре свои параметры.
Подходы к вежливости
• Вежливость как социальная норма
В. рассматривается как соблюдение этикета (социальных норм поведения). Действия, соответствующие этикетным нормам, считатся вежливыми, а несоответствующие – грубыми.
• Вежливость как речевые максимы, правила
• Вежливость как сохранение лица
И.Гоффман: лицо – социальный имидж, в сохранении которого заинтересован каждый член общества. В процессе общения участники коммуникации заинтересованы в сохранении как своего лица, так и лица партнера.
П.Браун и С.Левинсон: «позитивное лицо» (желание нравиться другим) и «негативное лицо» (желание быть независимым, иметь свободу действий, недопустимость вмешательства).
Позитивная вежливость (вежливость сближения/контакта/солидарности) и негативная вежливость (вежливость удаления/дистанции/почтения).Суть вежливости: демонстрация солидарности и сохранение дистанции.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.