20. Условия успешности репрезентативов и директивов
Предварительные усл., усл. искренности репрезентативов:
1. Говорящий имеет основания считать p. истинным
2. Для говорящего не очевидно, что слушающий знает, что p
Проверка выполнении предварительных условий репрезентатива:
-Известно ли вам о законе больших чисел? -Мало.
К чему приводит отсутствие подготовки репрезентативов?
• обвинения в избыточности сообщения (С знает, что p)
• обвинения в голословности, уточнение источника информации (Г имеет основания считать p истинным)
• обвинения во лжи
Избыточность:
1)Перебивание: -Хватит, Я это слышала много раз.
2)ирония
3)невнимание адресата
4) негативные метафоры: “You’re beginning to sound like a one track tape.”
5)раздражение адресата
6)обвинения в голословности, проверка источника информации
7)недоверие, обвинения во лжи
Условия успешности директивов
Предварительные условия
1. Г считает, что С в состоянии выполнить действие.
2. С не будет делать р при отсутствии соответствующего директива
3. Действие еще не выполнено.
4. Г думает, что С хочет (для предложений)/ должен (для приказов, команд, требований) совершить действие.
Условие искренности: Г хочет, чтобы С совершил действие.
Проверка выполнения предварительных условий директивов:
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНИМОСТИ ДЕЙСТВИЯ:
– Какие у тебя планы на выходные? -Пока никаких. -Тогда приезжай к нам в гости.
ПРОВЕРКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ:
-Ты еще не смотрела «Миллионера из трущоб»? -Нет еще. – Посмотри, классный.
ПРОВЕРКА ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ:
А сейчас не желаете ли составить нам компанию? -Желаю.
К чему приводит отсутствие подготовки директивов?
• указание на избыточность директива (действие уже выполнено)
• недовольство адресата (он и сам собирался выполнить действие независимо от просьбы/совета Г)
• отказ от выполнения действия (невозможность выполнения, отсутствие желания)
• проверка искренности / разоблачение неискренности Г
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.