13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
Типы реакций слушающего на высказывания:
Закрывающие(позитивные, негативные) – «Пойдешь со мной?» - «С удовольствием» - процесс восприятия завершенный.
Промежуточные (переспросы, уточняющие реплики, дополняющие реакции, прерывающие реакции) - затруднения при восприятии рече.действия.
Неопределенные (условно-закрывающие и недоопределенные) «Пойду, если время будет»
Типология доп.участников общения (наличие свидетеля=слушателя=косв.адресата):
I Оценка Г-м участия СС:
А) необходимый / случайный
Б) желательный / нежелательный
II Характер участия в общении:
Пассивный свидетель / потенциальный участник
III Коммуникативное намерение Г по отношению к А:
А) учитывание (эвфемизмы, намеки, эллипсисы)
Б) целенаправленное воздействие
IV Cоотнесение коммуникативных ролей адресата и слушающего:
а) А(ведущая роль) > C(второстепенная)
б) A(ведущая)= C(ведущая)
в) A(второст.)< C(ведущая)
V. по признаку опосредованности (Адресовано ли сообщение лично).
VI. по признаку рефлексивности (разговор с самим собой
VII. реальность / вымышленность (например, актеры, играющие ту или иную роль на сцене)
14. ТЕОРИЯ РА. РА И ЕГО СТРУКТУРА.
Объяснительная сила ТРА: привлечение внимания к обыденным речевым действиям; возможность проводить сопоставительные исследования(м/к, гендерные).
ТРА = учение о строении единицы речевого общения – РА.
Особенность = подход к РА как к способу достижения человеком определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств.
Оксфордская школа «лингвистической философии» (Дж. Остин, П.Ф.Стросон): «естеств.язые достоин изучения»
Дж. Остин(ядро ТРА): курс лекций «Слово как действие» - сформул. понятие речевого акта, выявил его структуру и предложил первую классификацию РА.
Дж.Серль: основа классифицированию иллокутивных актов.
Г.П.Грайс: Принцип Кооперации.
ТРА: коммуниканты не просто произносят определенные слова, но осуществляют определенные речевые действия для достижения определенных целей.
В рамках ТРА решаются следующие вопросы: каков репертуар этих действий каким образом пользователи языка их осуществляют каковы условия их успешной реализации и др.
РА = произнесение говорящим определенного высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим. (это вид действия, «коммуникативный акт»)
Структура РА:
Локуция (говорение: произнесение звуков употребление слов связывание их по правилам грамматики обозначение с их помощью тех или иных объектов приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений) – пропозициональное содержание высказывания.
Иллокуция(внеязыковая цель, коммун.намерение, иллокутивная функция высказывания – что должно быть понято)
1 пропоз.содержание – разные иллокуции («Чья это машина» - вопрос, критика, просьба, одобрение) – установление намерения = осн.проблема коммуникации.
Перлокуция (воздействие, которое говорящий оказывает на слушающего – верить/не верить, обрадоваться, подчиниться, т.д.)
Что влияет на перлок.эффект: эффект первичности (первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей) эффект новизны(интересна лишь новая информация) эффект бумеранга (оказание противодействия сильному давлению извне) эффект ореола
(переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие
качества)
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.