Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носителей языка (методика Л. В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Потенциальное и окказиональное словообразование. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации. Причины актуализации деривационных связей производного слова. Словообразовательный анализ словообразовательных неологизмов. Языковая игра (приписывание слову ложной внутренней формы). Актуализация внутренней формы как механизм «народной этимологии».
Обратите внимание!
1. Подготовьте дифференцированный анализ каждого эксперимента, проведенного Л. В. Сахарным по следующему плану:
цель эксперимента;
исходная гипотеза;
контингент испытуемых: почему были выбраны именно такие испытуемые; как это связано с целью эксперимента;
методика проведения эксперимента;
описание результатов;
интерпретация результатов эксперимента.
2. Подберите самостоятельно примеры языковой игры и проанализируйте их.
Литература:
1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2005 (обязательная). Глава I, § 3 «Словообразование в речевой деятельности».
2. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994 (обязательная):
-
Содержание
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II